Главная Полезные статьи Художественное литье

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Художественное литье

Знаете ли вы, что чугун может быть дороге золота? Точнее, был дороже: в конце прошлого века в России делали чугунные цепочки, да такие, что ими восхищались в Европе. Никто не верил, что эти тонкие ювелирные украшения…

Знаете ли вы, что чугун может быть дороге золота? Точнее, был дороже: в конце прошлого века в России делали чугунные цепочки, да такие, что ими восхищались в Европе. Никто не верил, что эти тонкие ювелирные украшения — чугунные. Каждое фигурное звено такой цепочки формовалось и отпивалось отдельно, на это уходил целый день, а на всю цепочку, соответственно, почти месяц. Звенья свободно вращались, поскольку не приваривались друг к другу. Цепочки украшались специально отлитыми для них изящными брелочками. Это подлинное чудо литейного искусства стоило дороже, чем золотая цепочка.

С петербургских оград «узор чугунный», воспетый лучшими российскими поэтами? Нет, нельзя смотреть на чугун только как на материал промышленно-производственный. Чугун — материя художественная, а антикварные изделия из него — вполне достойный предмет домашнего коллекционирования.

«Царские» отливки

Чугун действительно материал не совсем обычный. То, что из него отливают мощные станины блюмингов, никого не удивляет. Меж тем этот грубый металл способен передавать любую, даже самую филигранную форму, причем как в миниатюрных, так и в гигантских сложнейших отливках. Например, самая крупная в мире пушка (которая превосходит своими размерами бронзовую кремлевскую Царь-пушку и в отличие от нее прошла все специальные испытания боевого орудия) была отлита в конце 1860-х годов на Пермском чугунолитейном заводе. Чистый вес ее составил 2700 пудов, а калибр — 20 дюймов.

На том же Пермском заводе в 1875 году была изготовлена еще одна техническая диковинка — Царь-молот с ударной силой до 160 тонн. Точность его вызывала удивление во всем мире. Например, под бок молота-гиганта укладывали карманные часы, а вокруг них — стальные бруски значительно большей толщины. Ударом молота их осаживали (расковывали) в лепешки до толщины часов. Последним ударом стекло часов разбивалось, но сами часы оставались неповрежденными и преспокойно продолжали ходить.

Возможности чугунного художественного литья поистине безграничны. Вершиной творчества русских мастеров-литейщиков по праву считается знаменитый чугунный павильон, выполненный на Каслинском заводе по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена лучшими уральскими мастерами. В 1900 году на парижской Всемирной выставке в нем была размещена коллекция каслинских отливок, однако сам павильон был самостоятельным произведением искусства, поражающим гармонией, легкостью и красотой. Огромный, почти пятиметровый, он был словно сплетен из литых кружев. В декоративном оформлении павильона использованы все жанры художественного литья — кабинетная скульптура, тонкие горельефы, филигранный сквозной орнамент, различные архитектурные детали, чеканные барельефы и т. д. Павильон завоевал на выставке золотую медаль; в газетах и журналах его называли «ажурным чудом». После выставки он был разобран, и только десятки лет спустя его отреставрировали и установили в специальном зале Свердловской картинной галереи.

Время лить пушки и строить дворцы

Художественное литье на Руси начиналось много веков назад с простых хозяйственных предметов — печных дверец, очажных плит, всевозможных горшков и т. п.

Затем пришло время лить пушки. И в 1479 году в Москве архитектором Фьораванти строится пушечнолитейный завод, так называемая Пушечная изба (через десять лет, правда, сгоревшая при очередном пожаре). Ей на смену на реке Неглинке возвели новый завод — Пушечный двор, просуществовавший уже несколько столетий и давший название одной из старейших улиц столицы — Пушечной. Здесь в 1556 году в царствование Ивана Грозного была отлита одна из первых гигантских чугунных пушек — весом 1200 пудов с дулом диаметром вершков.

В первой половине XVII века русские мастера стали изготавливать разнообразные архитектурные детали — литые колонны, кронштейны, лестницы, перила, половые плиты с узорным рисунком и т. д. В следующем столетии вместе с бурным развитием русской архитектуры и созданием дворцовых комплексов, окруженных регулярными парками, художественное литье от отдельных изделий и фрагментов архитектурного декора перешло к самостоятельным литым ансамблям, включавшим ворота, арки, столбы, фонтаны, мебель, беседки, террасы и т. д. Многие из них были созданы при участии выдающихся архитекторов и скульпторов: Ф. С. Аргунова, А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, Д. Кваренги, отца и сына Растрелли, К. И. Росси, В. П. Стасова и других. В Москве в бывшей усадьбе Голицыных Кузьминки до сих пор можно увидеть образцы чугунного великолепия той эпохи. От этого уникального ансамбля, созданного в конце XVIII — начале XIX века, до наших дней сохранились часть ограды, чугунные львы, столбы с грифонами у выезда, две группы «Укрощение коней» работы скульптора П. К. Клодта и великолепные ажурные ворота, созданные по проекту Д. И. Жилярди в 1818-1820 годах. Особенно в этом отношении прославилась северная столица. По богатству и многообразию чугунных узоров с Петербургом не может сравниться ни один город в мире. Но все шедевры русских мастеров-литейщиков, созданные до XIX века, являются национальным достоянием и вряд ли могут быть предметом частного коллекционирования.

Чугунные безделушки

А вот малая пластика из чугуна вполне доступна и как предмет искусства не менее интересна.
В первой половине прошлого столетия в моду входит камерная, или кабинетная, пластика, постепенно вытеснившая монументально-декоративные формы. В это время и начинается расцвет знаменитого Каслинского завода.

Каслинский завод был основан в 1747 году рядом с озером Большие Касли тульским купцом Я. Коробковым. В 1752 году его перекупил Н. Н. Демидов (брат известного уральского промышленника), а в 1806 году его наследники продали завод купцу 1-й гильдии Л. Расторгуеву. С тех пор вплоть до революции завод принадлежал этой семье, прославив фамилию Расторгуевых не только в России, но и далеко за ее пределами.

Начав, как и большинство уральских заводов, с выпуска бытовых хозяйственных предметов, Касли к середине XIX века уже освоили выпуск садово-парковой мебели, а вслед за тем — разнообразных декоративных тарелок, подсвечников, пресс-папье с укрепленными на них фигурками (преимущественно анималистического характера), чернильных и курительных приборов, ваз, пепельниц и т. д.
Особое место в продукции завода занимала кабинетная пластика. В заводском ассортименте были многие образцы русской реалистической скульптуры работы выдающихся мастеров: Э. М. Фальконе, Е. А. Лансере, А. Обера, Н. И. Либериха и, конечно, П. К. Клодта. Их произведения на долгие годы стали эталонными образцами в каслинском литье и тиражируются до сих пор ( «Конь с попоной», «Конь с упавшим всадником», «Кони на воле» и т. д.).

Замечательные работы создавали и скульпторы-самоучки, вышедшие из среды каслинских рабочих. Это, как правило, своеобразные «зарисовки с натуры» типа: «Литейщик за работой», «Крестьянин на пашне», «Старуха с кузовом грибов», «Мальчик, играющий в бабки».
Начиная с Петербургской художественно-промышленной выставки 1860 года, на которой каслиские изделия получили малую золотую медаль Вольного экономического общества, продукция Каслинского завода неоднократно экспонировалась на всероссийских и всемирных выставках, неизменно завоевывая самые высокие награды. Подлинно всемирное признание получили такие отливки, как «Мефистофель» и «Дон-Кихот» (скульптор 1отье, формовщик Самойлнн), «Клоун и наездница» (скульптор А. Соловьева, формовщик Н. Тепляков), «Крестьянка с граблями на лошади» (скульптор Н. И. Либерих), «Киргиз на лошади» (скульптор А. Обер), «Прощание казака с казачкой» (скульптор Е. А. Лансере, формовщик В. Торокин) и многие другие.

В 1914 году массовый выпуск художественных изделий из чугуна в Каслях, как и на всем Урале, практически прекратился в связи с началом первой мировой войны и переходом заводов на выполнение военных заказов.

Практические советы

В заключение несколько практических советов. Но сначала коротко о самом чугуне и его свойствах. Не вдаваясь в тонкости технологического процесса, отметим только, что химический состав и физические свойства чугуна, предназначенного для художественных изделий, должны быть совершенно иными, чем для производства, скажем, крупных частей машин, где основное требование — большая прочность. Поэтому для отливки художественных изделий чаще всего употребляли чугун, выплавляемый на древесном угле и способный мягко и легко заполнить формы даже самой сложной конфигурации. Отличительное свойство художественных отливок из чугуна — их хрупкость. Поэтому обращайтесь с изделиями из чугуна осторожно.

Лидером по производству художественных отливок из чугуна на всем протяжении второй половины XIX — начала XX века, бесспорно, бьи Каслинский завод. Клейма на его изделиях ставились на внутренней (оборотной) стороне подставки и оформлялись в виде прямоугольной рамки, включающей сокращенное название завода ( «кас.з» или «касл.з») и год отливки.

В отдельной прямоугольной рамке указывались инициалы и фамилия формовщика, изготовившего данную отливку. Клеймо завода могло быть дополнено изображением двуглавого орла в круге, медалью Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года (это свидетельствует о том, что данная вещь была отлита уже после 1870 года), а также эмблемой Кушвинского горного округа (куда территориально входил Каслинский завод) в виде двух скрещенных молоточков с рыбой под ними, помещенной в круге.

Клеймо в прямоугольной рамке с надписью «собст. зав.» (собственность завода) ставилось на художественных отливках, экспонировавшихся на всероссийских и всемирных выставках, а также на эталонных изделиях из ассортиментного кабинета завода.
Клеймо в прямоугольной рамке с надписью «раб.» и фамилией, как правило, указывает мастера, изготовившего уменьшенную копию авторской модели (например, «раб. Бух.»).

Надо также иметь в виду, что уже в 1920-х — начале 1930-х годов эпизодически отливались изделия, не имеющие клейм, в том числе по старым образцам.

В 1934 году на заводе восстанавливается массовое производство художественных изделий и, вероятно, с 1937 года (к парижской Всемирной промышленной выставке) снова начинается систематическая маркировка вещей, но уже советским клеймом с пятиконечной звездой. В конце XIX — начале XX века в Каслях существовало еще четыре завода: чугунолитейный завод Тимофеева, прозванный «Демидушкой», чугунолитейный завод Кобелева, чугунолитейный завод Теплякова, специализировавшийся на выпуске надгробных плит и памятников, а также небольшой заводик Плотникова. Их основной продукцией было бытовое художественное литье, которое направлялось в Западную Сибирь и Среднюю Азию. Принцип клеймения изделий этих заводов такой: рядом с клеймом «кас.з» с датой ставилось другое клеймо — с инициалами и фамилией владельца.

Во второй половине XIX — начале XX века с Каслинским заводом весьма серьезно конкурировал чугунолитейный завод города Кусы, чьи изделия также получили широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом. Изделий Кусы сохранилось значительно меньше, и они особенно ценятся знатоками. Исторически так сложилось, что Кусинское литье всегда находилось в тени славы Каслей. Из-за того, что во многих случаях и Куса, и Касли использовали одни и те же модели скульпторов, ку-синские художественные отливки совершенно несправедливо называют каслинскими.

Как правило, на изделиях Кусы стоит клеймо в виде прямоугольной рамки, включающей сокращенное название завода ( «кус.з»), и изображения двуглавого орла в круге (как и у Каслей).

Надо иметь в виду, что кроме Каслей и Кусы художественное литье на Урале выпускали и другие заводы, в частности Кушвинский, Верх-Исетский и Сысертский. К сожалению, их история, равно как и выпускавшаяся ими продукция, до сих пор не исследована. Часть изделий хранится в музеях и частных собраниях, многие отливки вообще утеряны. Однако по немногим имеющимся сведениям можно судить о высоком мастерстве уральских литейщиков чугуна. Так что не исключено, что вам может встретиться одно из этих изделий, что совсем не плохо.

Справка для коллекционеров

Старейшими центрами чугунного литья были районы Тулы и Каширы, а также Петрозаводск.
Художественным литьем чугуна занимались такие крупные предприятия, как Александровский чугунолитейный завод на Онежском озере (основан в 1772~1774 годах) и чугунолитейный и машиностроительный завод Ф. К. Сан-Галли в Петербурге. На Урале, куда в конце XVIII века переместился центр чугунолитейного производства, изготовлением художественных отливок из чугуна занимались многие металлургические заводы: старейшие Каменский и Кушвинский и возникшие позже Верх-Исетский, Златоустовский, Нижнетагильский, Каслинский и Кусинский заводы Кыштымского горного округа и другие. Большинство этих предприятий были частными и принадлежали известным фамилиям: Баташевым, Бирбаевым, Голицыным, Демидовым, Строгановым, Шепелевым, Языковым, Яковлевым и другим. Существовало также множество небольших частных мастерских.


Интересно, что

При художественной ковке очень важно определить, какая часть изделия будет коваться целиком, а какие элементы будут выполняться отдельно, а затем соединяться. От правильного технологического процесса во многом зависит успех работы. В свою очередь, для разработки технологии необходимо…

Подробнее в статье "Приёмы сборки кованых изделий"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"