Главная Полезные статьи Художественная отделка кованых изделий

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Художественная отделка кованых изделий

Отделка — завершающая операция, которая придает изделию законченный товарный вид. Уже в XI в. кузнецы Киевской Руси владели различными художественными приемами отделки: чеканкой и гравировкой, насечкой и чернением, дамаскированием и инкрустацией, наложением эмалей.

Отделка — завершающая операция, которая придает изделию законченный товарный вид. Уже в XI в. кузнецы Киевской Руси владели различными художественными приемами отделки: чеканкой и гравировкой, насечкой и чернением, дамаскированием и инкрустацией, наложением эмалей.

Механические способы отделки

К механическим способам декоративной отделки относят крацевание, шлифование, полирование и др.

Крацевание — обработка изделия металлической щеткой. Для обработки стальных изделий применяют щетки из стальной проволоки диаметром 0,15-0,2 мм, для мягких металлов — щетки из латунной проволоки диаметром 0,1 мм. Для повышения производительности щетки закрепляют в патроне ручной дрели.

Шлифование — отделка поверхности путем обработки ее шлифовальными шкурками или абразивными порошками. Для ускорения процесса шлифования можно также применять ручную дрель с приспособлением для закрепления войлочных кругов, на которые столярным клеем наклеивают абразивный материал — корунд, наждак и т. п., а когда он сработается, остатки его удаляют и затем наклеивают новый слой.

Полирование — обработка поверхности до зеркального блеска. Небольшие поверхности полируют кожей, суконными тряпочками, фетровыми или деревянными предметами прямоугольной, круглой или плоской формы с нанесенным на них мелким абразивным материалом или полировальной пастой. К твердым абразивным материалам относятся корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. К полировальным пастам относят пасты ГОИ и алмазные пасты, которые также разделяются по зернистости.

Крупная паста ГОИ имеет светло-зеленый цвет; после шлифования ею получается матовая поверхность. Средняя паста ГОИ (зеленый цвет) дает чистую поверхность без штрихов, тонкая паста ГОИ (черного цвета с зеленым оттенком) придает изделию зеркальный блеск. Алмазные пасты делятся на четыре группы: крупная (красный цвет), средняя (зеленый), мелкая (голубой) и тонкая (желтый). При полировании мелких изделий из цветных и драгоценных металлов пользуются специальными полировальниками из твердого материала — гематита (кровавика), который укрепляется в медной оправке и снабжается деревянной ручкой. Этим полировальником с усилием водят по шлифуемой поверхности и сглаживают неровности. При этом поверхность смачивают раствором соды, мылом или пивом. Для полирования внутренних поверхностей применяют фетровые насадки в виде шариков и конусных валиков, на которые наносят слой пасты. Ускорить процесс полирования можно используя ручную или электрическую дрель или бормашину, в шпинделе которых фетровые или хлопчатобумажные круги и различные шарики или стержни.

Химические способы отделки

Химические способы декоративной отделки поверхностей состоят в нанесении различных декоративных пленок путем нагрева или обработки изделия различными химическими растворами. Эти покрытия в ряде случаев выполняют не только декоративные, но и антикоррозийные функции. Для нанесения покрытий изделие тщательно очищают от окалины. Если имеется пескоструйная установка, то снять окалину с изделия дело нетрудное. При отсутствии такой установки изделие чистят проволочной щеткой, а также молотой пемзой с водой. После просушки деталь готова к дальнейшей обработке.

Оксидирование — покрытие изделия оксидной пленкой при нагреве. В зависимости от температуры нагрева (можно нагревать паяльной лампой) получаются различные цвета побежалости. После того как вся поверхность приобретет одинаковый цвет, ее покрывают слоем пчелиного воска (навощивают), а затем тщательно растирают и полируют.

Воронение — покрытие очищенной поверхности изделия различными маслами (льняным, конопляным) и кислотами с последующим медленным прогреванием изделия на огне.

В зависимости от сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхность приобретает черный, темно-синий, фиолетовый и другие цвета. Если изделие будет находиться в помещении, то его целесообразно навощить (покрыть слоем воска) и отполировать, а если на улице, то покрыть цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20% воска для устранения блеска. Для получения черно-коричневого цвета очищенное изделие покрывают натуральной олифой (или другим растительным маслом) и нагревают до температуры 300-400 °С. Серые тона (светлые и темные) можно получить, если изделие обработать слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черные тона получаются при погружении изделия в кипящий раствор следующего состава: каустическая сода (едкий натр) — 700 г, нитрид натрия -250 г и нитрат натрия (натриевая селитра) — 200 г на 1 л воды. При погружении в расплавленную натриевую селитру (t — 310-350 °С) на 3-5 мин получают прочную пленку синеватого цвета. Отделку изделий из серебра под «старое серебро» проводят раствором серной печени из расчета 10-20 г на 1 л воды. Реакция протекает быстрее и качественнее, если раствор будет свежим и слегка подогретым, а изделие перед погружением нагрето.

К химическим способам можно еще отнести серебрение и меднение. Для меднения стальных изделий их опускают в раствор, состоящий из 50 г сернокислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на 1 л воды. После омеднения предмет споласкивают водой и сушат. Электрохимические (гальванические) способы отделки поверхностей состоят в покрытии поверхности одного металла другим вследствие его осаждения из растворов солей под действием электрического тока, однако эти способы довольно сложны и используются в основном в промышленности.


Интересно, что

Нанесение на подготовленную поверхность изделия рисунка или рельефа с помощью резцов (штихилей) называется гравированием. Существует несколько способов гравирования: плоскостное (двухмерное), гравирование под «чернь» и обронное (трехмерное). Гравирование разделяют на ручное…

Подробнее в статье "Ручное гравирование"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"