Главная Полезные статьи Художественная отделка кованых изделий

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Художественная отделка кованых изделий

Отделка — завершающая операция, которая придает изделию законченный товарный вид. Уже в XI в. кузнецы Киевской Руси владели различными художественными приемами отделки: чеканкой и гравировкой, насечкой и чернением, дамаскированием и инкрустацией, наложением эмалей.

Отделка — завершающая операция, которая придает изделию законченный товарный вид. Уже в XI в. кузнецы Киевской Руси владели различными художественными приемами отделки: чеканкой и гравировкой, насечкой и чернением, дамаскированием и инкрустацией, наложением эмалей.

Механические способы отделки

К механическим способам декоративной отделки относят крацевание, шлифование, полирование и др.

Крацевание — обработка изделия металлической щеткой. Для обработки стальных изделий применяют щетки из стальной проволоки диаметром 0,15-0,2 мм, для мягких металлов — щетки из латунной проволоки диаметром 0,1 мм. Для повышения производительности щетки закрепляют в патроне ручной дрели.

Шлифование — отделка поверхности путем обработки ее шлифовальными шкурками или абразивными порошками. Для ускорения процесса шлифования можно также применять ручную дрель с приспособлением для закрепления войлочных кругов, на которые столярным клеем наклеивают абразивный материал — корунд, наждак и т. п., а когда он сработается, остатки его удаляют и затем наклеивают новый слой.

Полирование — обработка поверхности до зеркального блеска. Небольшие поверхности полируют кожей, суконными тряпочками, фетровыми или деревянными предметами прямоугольной, круглой или плоской формы с нанесенным на них мелким абразивным материалом или полировальной пастой. К твердым абразивным материалам относятся корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. К полировальным пастам относят пасты ГОИ и алмазные пасты, которые также разделяются по зернистости.

Крупная паста ГОИ имеет светло-зеленый цвет; после шлифования ею получается матовая поверхность. Средняя паста ГОИ (зеленый цвет) дает чистую поверхность без штрихов, тонкая паста ГОИ (черного цвета с зеленым оттенком) придает изделию зеркальный блеск. Алмазные пасты делятся на четыре группы: крупная (красный цвет), средняя (зеленый), мелкая (голубой) и тонкая (желтый). При полировании мелких изделий из цветных и драгоценных металлов пользуются специальными полировальниками из твердого материала — гематита (кровавика), который укрепляется в медной оправке и снабжается деревянной ручкой. Этим полировальником с усилием водят по шлифуемой поверхности и сглаживают неровности. При этом поверхность смачивают раствором соды, мылом или пивом. Для полирования внутренних поверхностей применяют фетровые насадки в виде шариков и конусных валиков, на которые наносят слой пасты. Ускорить процесс полирования можно используя ручную или электрическую дрель или бормашину, в шпинделе которых фетровые или хлопчатобумажные круги и различные шарики или стержни.

Химические способы отделки

Химические способы декоративной отделки поверхностей состоят в нанесении различных декоративных пленок путем нагрева или обработки изделия различными химическими растворами. Эти покрытия в ряде случаев выполняют не только декоративные, но и антикоррозийные функции. Для нанесения покрытий изделие тщательно очищают от окалины. Если имеется пескоструйная установка, то снять окалину с изделия дело нетрудное. При отсутствии такой установки изделие чистят проволочной щеткой, а также молотой пемзой с водой. После просушки деталь готова к дальнейшей обработке.

Оксидирование — покрытие изделия оксидной пленкой при нагреве. В зависимости от температуры нагрева (можно нагревать паяльной лампой) получаются различные цвета побежалости. После того как вся поверхность приобретет одинаковый цвет, ее покрывают слоем пчелиного воска (навощивают), а затем тщательно растирают и полируют.

Воронение — покрытие очищенной поверхности изделия различными маслами (льняным, конопляным) и кислотами с последующим медленным прогреванием изделия на огне.

В зависимости от сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхность приобретает черный, темно-синий, фиолетовый и другие цвета. Если изделие будет находиться в помещении, то его целесообразно навощить (покрыть слоем воска) и отполировать, а если на улице, то покрыть цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20% воска для устранения блеска. Для получения черно-коричневого цвета очищенное изделие покрывают натуральной олифой (или другим растительным маслом) и нагревают до температуры 300-400 °С. Серые тона (светлые и темные) можно получить, если изделие обработать слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черные тона получаются при погружении изделия в кипящий раствор следующего состава: каустическая сода (едкий натр) — 700 г, нитрид натрия -250 г и нитрат натрия (натриевая селитра) — 200 г на 1 л воды. При погружении в расплавленную натриевую селитру (t — 310-350 °С) на 3-5 мин получают прочную пленку синеватого цвета. Отделку изделий из серебра под «старое серебро» проводят раствором серной печени из расчета 10-20 г на 1 л воды. Реакция протекает быстрее и качественнее, если раствор будет свежим и слегка подогретым, а изделие перед погружением нагрето.

К химическим способам можно еще отнести серебрение и меднение. Для меднения стальных изделий их опускают в раствор, состоящий из 50 г сернокислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на 1 л воды. После омеднения предмет споласкивают водой и сушат. Электрохимические (гальванические) способы отделки поверхностей состоят в покрытии поверхности одного металла другим вследствие его осаждения из растворов солей под действием электрического тока, однако эти способы довольно сложны и используются в основном в промышленности.


Интересно, что

            Гуси спасли Рим-это известный исторический факт, но нет статистики, сколько судеб спасли обычные ворота. Эволюция их прошла вместе с человеком, начиная от деревянных, которые помогли нашим праотцам ограждать соплеменников от нападок диких животных и просто врагов, до нынешних, порой просто «космических» с умнейшей автоматикой и необыкновенным дизайном.

       Красота исполнения, пришла вместе с кузнечным мастерством. В течение  многих столетий, страны Средиземноморья  специализировались на изделиях из кованого металла. История сохранила предметы, изготовленные каталонскими кузнецами, которые можно сравнить с произведениями искусства. Кружева кованых ворот Франции, Италии, Испании, поражают воображение  изысканность и филигранностью исполнения. «Столпы» кузнечного искусства стали визиткой многих городов — Версаль, Букингемский дворец, сколько семейных альбомов, вот уже многих поколений, украшают их изображения.

        Уходят люди, меняется жизнь, но ещё долго будут радовать человечество изделия кузнецов, имена которых история практически не сохранила.

Подробнее в статье "Кованые ворота"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"