Главная Полезные статьи Изготовления художественных изделий

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Изготовления художественных изделий

По археологическим данным, первыми коваными изделиями из самородных цветных металлов (меди, золота, серебра), относящихся к VIII в. до н.э., были различные украшения — бусы, кольца, браслеты. Первыми изделиями из железа были также женские украшения и ценились они дороже золота. Образцы этих изделий были найдены при раскопках древних захоронений на территориях…

По археологическим данным, первыми коваными изделиями из самородных цветных металлов (меди, золота, серебра), относящихся к VIII в. до н.э., были различные украшения — бусы, кольца, браслеты. Первыми изделиями из железа были также женские украшения и ценились они дороже золота. Образцы этих изделий были найдены при раскопках древних захоронений на территориях Египта, Сирии и Ирана. Мастера художественной ковки, начиная с XVI в., не только отлично знали технологию ковки, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в любом архитектурном окружении и производили впечатление вблизи и на расстоянии. Красота этих решеток заключалась в соразмерном сочетании художественных элементов и их ритмичности. В Московской Руси в XVII в. в силу высокой стоимости металла железные кованые решетки имели очень ограниченное применение. В это время была изготовлена «Золотая решетка» для Кремлевских палат, которая состояла из повторяющихся в каждом квадрате извивов стержней с различными завитками (см. цветную вклейку). Наибольшего расцвета в России техника художественной ковки достигает в XVIII и начале XIX в. в период небывалых по размаху градостроительных и усадебных работ. В начале XVIII в. в архитектуре господствуют строгие формы, а начиная с 30-50-х годов XVIII в. — стиль русского барокко. Рисунок решеток богато насыщен декоративными элементами с различными завитками и спиралями. К этому периоду относятся знаменитые на весь мир кованые решетки С.-Петербурга, над которыми работали такие великие зодчие, как Растрелли, Фельтен, Ринальди, Кваренги, Воронихин, Росси, Стасов и др. Мы можем восхищаться красотой и величайшим мастерством русских кузнецов-художников по дошедшим до нас таким выдающимся произведениям, как «Главные ворота Екатерининского дворца» и «Прозрачная решетка» в Пушкине; решетки Летнего сада и Зимней канавки, ограды Мраморного и Воронцовского дворцов, ворот Зимнего и Шереметьевского дворцов и Смольного собора. Тульскими кузнецами-оружейниками откована решетка Летнего сада и выполнены заказы для Царского Села: решетки и Парадные ворота Екатерининского дворца были собраны из сотен деталей. Каждая деталь расписана тончайшим узором, на бронзовых частях выгравированы стилизованные веточки и розетки различных очертаний. Все они играют, переливаются золотом чеканки.

Узоры из кованого металла украшают архитектурные ансамбли, фасады и интерьеры зданий, большие и малые ограды, козырьки, решетки балконов, перила лестниц и мостиков, ажурные фонарные столбы с вазами и коваными цветами. Среди наружных украшений зданий и шатровых башен большое место занимают кованые флюгеры и навершия. Шатер царской башни Кремлевской стены венчает кованый позолоченный куст со стилизованными птицами, аналогичный навершию, которое было установлено на Варваровской башне Китайгородской стены (сейчас находится в экспозиции Государственного исторического музея). На верхушках шатровых башенок храма Василия Блаженного установлены позолоченные навершия в виде стилизованных елочек, а на ряде башен Московского Кремля вращаются золоченые флажки — прапоры. В Государственном историческом музее собрана богатая коллекция кованых декоративно-прикладных изделий, начиная от различных предметов сельского хозяйства и кончая высокохудожественными коваными изделиями XVII-XVIII вв. Мы видим оконную решетку с ячеистым рисунком, характерным для решеток дверей и окон церквей, монастырей и каменных домов XVII-XVIII вв. Рядом с легкой и ажурной решеткой кованая железная дверь кажется массивной и тяжелой, собрана она из квадратных железных кованых листов — досок, стыки которых закрыты железными полосами с насечкой и гравировкой и закреплены гранеными городчатыми гвоздями. Перекрещивание полос закрывалось крупными цветами со стрелкой. Такие кованые двери служили одновременно защитой и украшением здания. Дубовые двери украшались петлями — жиковинами, дверными ручками и секирными замками с прорезными узорами, под которые подкладывалась слюда на алом или зеленом фоне. Особенно замысловаты по рисунку были различные кронштейны и державы XVIII в., которые выковывались в виде веток с листочками, фантастическими цветами и ягодами.

Кованый металл требует лаконичного и законченного рисунка, поэтому, перед тем как начать что-либо ковать, необходимо тщательно отработать рисунок изделия или даже вылепить изделия из пластилина. После этого надо изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и можно начинать ковать отдельные элементы.

Для изготовления цветов и розеток сначала делают раскрой, затем вырезают из металлического листа заданную форму. По этого края листьев несколько оттягивают (делают тоньше), помощью зубильца и поправок делают насечку и придают поверхности волнистость, пробивают центральное отверстие и собирают на стержне. Для однослойного цветка необходимо отковать, стерженек и высадить утолщение на конце, затем надет на стержень цветок и расковать кончик стерженька. Теперь необходимо сформировать сам цветок и придать ему естественную форму. Таким способом можно изготовлять цветы типа хризантему, тюльпана или розы. Наиболее сложная технология формовки розы (технология кузнеца П. Разманова) — основу заготовки разрезают по спирали, а затем каждую часть сворачивают круглогубцами к центру. Двух- и трехслойные цветы изготовляют по той же технологии. Окончательная формовка осуществляется после того, как кончик стерженька расклепан. В тех случаях, когда необходимо, получить массивную сердцевину, перед расклепкой на стержень издевается шайбочка и после этого окончательно расклепывается.

Акантовые листья и завитки изготовляют по аналогичной технологии: делают развертку изделия, вырезают по контуру, затем с помощью специальных молотков и оправок придают заданную форму. Соединяют эти листья с основным стержнем заклепками или кузнечной сваркой. Оформление цельнокованых цветов требует высокой квалификации и большого опыта. Вначале рассмотрим подробную технологию. От заготовки диаметром 50-60 мм оттягивают тонкий конец — клещевину (диаметром 22 — 14 мм) для удобного держания клещами, после чего на цилиндрической части большего диаметра делают кольцевые прорубки, производят общую осадку. Последовательно, начиная с верхнего круга, вырубают контур цветка с учетом раскроя, проковывают лепестки и сгибают их по заданной форме. Затем приступают к проработке следующего ряда лепестка и формовке всей розы.

После того как будет откована клещевина, нагретую заготовку зажимают в тисках и радиусным зубилом надрубают лепестки, начиная с нижнего ряда. Затем эти лепестки отгибают до горизонтальной плоскости и весь комплект осаживают, после чего формируют розу, начиная с верхнего слоя.


Интересно, что

            Гуси спасли Рим-это известный исторический факт, но нет статистики, сколько судеб спасли обычные ворота. Эволюция их прошла вместе с человеком, начиная от деревянных, которые помогли нашим праотцам ограждать соплеменников от нападок диких животных и просто врагов, до нынешних, порой просто «космических» с умнейшей автоматикой и необыкновенным дизайном.

       Красота исполнения, пришла вместе с кузнечным мастерством. В течение  многих столетий, страны Средиземноморья  специализировались на изделиях из кованого металла. История сохранила предметы, изготовленные каталонскими кузнецами, которые можно сравнить с произведениями искусства. Кружева кованых ворот Франции, Италии, Испании, поражают воображение  изысканность и филигранностью исполнения. «Столпы» кузнечного искусства стали визиткой многих городов — Версаль, Букингемский дворец, сколько семейных альбомов, вот уже многих поколений, украшают их изображения.

        Уходят люди, меняется жизнь, но ещё долго будут радовать человечество изделия кузнецов, имена которых история практически не сохранила.

Подробнее в статье "Кованые ворота"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"