Главная Полезные статьи Изготовления художественных изделий

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Изготовления художественных изделий

По археологическим данным, первыми коваными изделиями из самородных цветных металлов (меди, золота, серебра), относящихся к VIII в. до н.э., были различные украшения — бусы, кольца, браслеты. Первыми изделиями из железа были также женские украшения и ценились они дороже золота. Образцы этих изделий были найдены при раскопках древних захоронений на территориях…

По археологическим данным, первыми коваными изделиями из самородных цветных металлов (меди, золота, серебра), относящихся к VIII в. до н.э., были различные украшения — бусы, кольца, браслеты. Первыми изделиями из железа были также женские украшения и ценились они дороже золота. Образцы этих изделий были найдены при раскопках древних захоронений на территориях Египта, Сирии и Ирана. Мастера художественной ковки, начиная с XVI в., не только отлично знали технологию ковки, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в любом архитектурном окружении и производили впечатление вблизи и на расстоянии. Красота этих решеток заключалась в соразмерном сочетании художественных элементов и их ритмичности. В Московской Руси в XVII в. в силу высокой стоимости металла железные кованые решетки имели очень ограниченное применение. В это время была изготовлена «Золотая решетка» для Кремлевских палат, которая состояла из повторяющихся в каждом квадрате извивов стержней с различными завитками (см. цветную вклейку). Наибольшего расцвета в России техника художественной ковки достигает в XVIII и начале XIX в. в период небывалых по размаху градостроительных и усадебных работ. В начале XVIII в. в архитектуре господствуют строгие формы, а начиная с 30-50-х годов XVIII в. — стиль русского барокко. Рисунок решеток богато насыщен декоративными элементами с различными завитками и спиралями. К этому периоду относятся знаменитые на весь мир кованые решетки С.-Петербурга, над которыми работали такие великие зодчие, как Растрелли, Фельтен, Ринальди, Кваренги, Воронихин, Росси, Стасов и др. Мы можем восхищаться красотой и величайшим мастерством русских кузнецов-художников по дошедшим до нас таким выдающимся произведениям, как «Главные ворота Екатерининского дворца» и «Прозрачная решетка» в Пушкине; решетки Летнего сада и Зимней канавки, ограды Мраморного и Воронцовского дворцов, ворот Зимнего и Шереметьевского дворцов и Смольного собора. Тульскими кузнецами-оружейниками откована решетка Летнего сада и выполнены заказы для Царского Села: решетки и Парадные ворота Екатерининского дворца были собраны из сотен деталей. Каждая деталь расписана тончайшим узором, на бронзовых частях выгравированы стилизованные веточки и розетки различных очертаний. Все они играют, переливаются золотом чеканки.

Узоры из кованого металла украшают архитектурные ансамбли, фасады и интерьеры зданий, большие и малые ограды, козырьки, решетки балконов, перила лестниц и мостиков, ажурные фонарные столбы с вазами и коваными цветами. Среди наружных украшений зданий и шатровых башен большое место занимают кованые флюгеры и навершия. Шатер царской башни Кремлевской стены венчает кованый позолоченный куст со стилизованными птицами, аналогичный навершию, которое было установлено на Варваровской башне Китайгородской стены (сейчас находится в экспозиции Государственного исторического музея). На верхушках шатровых башенок храма Василия Блаженного установлены позолоченные навершия в виде стилизованных елочек, а на ряде башен Московского Кремля вращаются золоченые флажки — прапоры. В Государственном историческом музее собрана богатая коллекция кованых декоративно-прикладных изделий, начиная от различных предметов сельского хозяйства и кончая высокохудожественными коваными изделиями XVII-XVIII вв. Мы видим оконную решетку с ячеистым рисунком, характерным для решеток дверей и окон церквей, монастырей и каменных домов XVII-XVIII вв. Рядом с легкой и ажурной решеткой кованая железная дверь кажется массивной и тяжелой, собрана она из квадратных железных кованых листов — досок, стыки которых закрыты железными полосами с насечкой и гравировкой и закреплены гранеными городчатыми гвоздями. Перекрещивание полос закрывалось крупными цветами со стрелкой. Такие кованые двери служили одновременно защитой и украшением здания. Дубовые двери украшались петлями — жиковинами, дверными ручками и секирными замками с прорезными узорами, под которые подкладывалась слюда на алом или зеленом фоне. Особенно замысловаты по рисунку были различные кронштейны и державы XVIII в., которые выковывались в виде веток с листочками, фантастическими цветами и ягодами.

Кованый металл требует лаконичного и законченного рисунка, поэтому, перед тем как начать что-либо ковать, необходимо тщательно отработать рисунок изделия или даже вылепить изделия из пластилина. После этого надо изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и можно начинать ковать отдельные элементы.

Для изготовления цветов и розеток сначала делают раскрой, затем вырезают из металлического листа заданную форму. По этого края листьев несколько оттягивают (делают тоньше), помощью зубильца и поправок делают насечку и придают поверхности волнистость, пробивают центральное отверстие и собирают на стержне. Для однослойного цветка необходимо отковать, стерженек и высадить утолщение на конце, затем надет на стержень цветок и расковать кончик стерженька. Теперь необходимо сформировать сам цветок и придать ему естественную форму. Таким способом можно изготовлять цветы типа хризантему, тюльпана или розы. Наиболее сложная технология формовки розы (технология кузнеца П. Разманова) — основу заготовки разрезают по спирали, а затем каждую часть сворачивают круглогубцами к центру. Двух- и трехслойные цветы изготовляют по той же технологии. Окончательная формовка осуществляется после того, как кончик стерженька расклепан. В тех случаях, когда необходимо, получить массивную сердцевину, перед расклепкой на стержень издевается шайбочка и после этого окончательно расклепывается.

Акантовые листья и завитки изготовляют по аналогичной технологии: делают развертку изделия, вырезают по контуру, затем с помощью специальных молотков и оправок придают заданную форму. Соединяют эти листья с основным стержнем заклепками или кузнечной сваркой. Оформление цельнокованых цветов требует высокой квалификации и большого опыта. Вначале рассмотрим подробную технологию. От заготовки диаметром 50-60 мм оттягивают тонкий конец — клещевину (диаметром 22 — 14 мм) для удобного держания клещами, после чего на цилиндрической части большего диаметра делают кольцевые прорубки, производят общую осадку. Последовательно, начиная с верхнего круга, вырубают контур цветка с учетом раскроя, проковывают лепестки и сгибают их по заданной форме. Затем приступают к проработке следующего ряда лепестка и формовке всей розы.

После того как будет откована клещевина, нагретую заготовку зажимают в тисках и радиусным зубилом надрубают лепестки, начиная с нижнего ряда. Затем эти лепестки отгибают до горизонтальной плоскости и весь комплект осаживают, после чего формируют розу, начиная с верхнего слоя.


Интересно, что

Изготовление ковкой различных художественных и бытовых изделий из листового металла — одно из наиболее древних производств, которое широко применялось еще задолго до нашей эры у скифов, народностей Кавказа и Южного Урала. Листовым металлом в кузнечном деле обычно…

Подробнее в статье "Технология изготовления изделий из листового металла"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"