Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Чеканка

Художественная обработка листового металла с помощью чеканов — металлических стержней с разнообразными формами рабочей части. Чеканка по золоту и серебру широко применялась народами Причерноморья и Кавказа задолго до нашей эры. В музеях страны можно встретить изумительные по красоте и технике исполнения чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами VII-IV вв. до н.э…

Художественная обработка листового металла с помощью чеканов — металлических стержней с разнообразными формами рабочей части. Чеканка по золоту и серебру широко применялась народами Причерноморья и Кавказа задолго до нашей эры. В музеях страны можно встретить изумительные по красоте и технике исполнения чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами VII-IV вв. до н.э. Высокого уровня достигла чеканка в домонгольский период в городах Киевской Руси в IX-XI вв. Наиболее богатую форму орнаментации чеканка получает в ювелирных, культовых, бытовых и декоративно-прикладных произведениях искусств в XVIII-XIX вв., в период широкого дворцового строительства. Наиболее удобная форма чеканов — шести- или восьмигранного сечения с некоторыми утолщениями посередине, но могут применяться и чеканы круглого сечения диаметром 10-20 мм. Материал чеканов — инструментальная или углеродистая сталь (У 7, У8). Рабочая поверхность чеканов закаляется, а затем отпускается на воздухе.

Канфарники имеют заостренный конец и предназначены для перенесения рисунка с бумаги на металл с помощью точек, а также для отделки фона точками (канфарение). Расходники имеют рабочую поверхность в виде прямой или радиусной линии и предназначены для нанесения контуров рисунка. Лощатники имеют плоский (гладкий или шероховатый) боек и предназначены для выравнивания плоскостей и создания фона. Пурошники имеют выпуклую сферическую головку и применяются для создания выпуклой (при чеканке изнанки) или вогнутой поверхности. Бобошник — разновидность пурошника, но с продолговатой выпуклой поверхностью. Трубочки имеют вогнутую сферическую поверхность с кольцевым ободком и применяются для создания сферических выступов. Рисунчатые чеканы аналогичны лощатникам, но имеют линейчатую или точечную структуру на рабочей поверхности и применяются в основном для отделки фона. Фигурные чеканы имеют какой-либо орнамент на рабочей поверхности (завиток, лист, розетку, инициалы, цифры и т.п.) и применяются для ускорения процесса чеканки. Сечки — острозаточенные чеканы типа зубильцев, применяются для просечки фрагментов в изделии. Кроме этих чеканов могут применяться различные чеканы для специальных операций. При необходимости используют чеканы, изготовленные из твердых пород дерева. В зависимости от размеров рисунка применяют чеканы различных размеров. Так, например, для мелкой ювелирной пластики используются чеканы из кованых стальных заготовок диаметром 3-4 мм, а для крупных работ — 15-20 мм и более.

В качестве ударного инструмента применяют специальные чеканочные молотки, у которых боек имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую в сечении), а задок — сферическую. Бойком наносят удары по чекану, а сферическим задком непосредственно выколачивают различные углубления. Большое значение при работе имеет форма рукоятки. На основе многолетней практики определено, что наиболее удобна плоская, изогнутая, с утолщением на конце рукоятка, которая не утомляет руку и удобно лежит в ладони. Для чеканки полых сосудов изнутри применяют так называемую трещотку, которая одним концом забивается в деревянную колоду — стул или зажимается в тисках, а по другому при чеканке наносятся удары молотком. В результате пружинения и вибрации рабочий конец трещотки наносит удары изнутри по стенке сосуда и происходит выколотка рельефа. В качестве основы, на которой проводится чеканка, могут быть использованы: мешки из плотной брезентовой ткани, наполненные песком, предварительной выколотки рельефа; толстая листовая резина, свинец или войлок — для обработки поверхностей на отдельных участках при мелких работах; ящик со смесью на основе смолы — для проведения глубоко вытяжки; стальные, чугунные, каменные или деревянные плиты — для выравнивания фонов и проведения мелких штриховых работ.

Песочно-смоляную основу готовят следующим образом. Смолу кусками загружают в котел и на электрическом нагревателе растапливают (открытый огонь нежелателен, так как смола может загореться), затем добавляют наполнитель — мелкую сухую землю, формовочную смесь, золу и т.п. Для большей вязкости в смолу можно добавить 5-10% воска, а для большей клейкости и прочности — канифоли. Готовую смесь переливают в ящик и выравнивают скребками. Процесс чеканки начинают с насмолки подготовленного листа на поверхность смеси. Для этого горелкой или паяльной лампой разогревается поверхность смеси в ящике, на него накладывается г лист и плотно прижимается. Края листа (или уголки) можно; предварительно отогнуть вниз, чтобы было более плотное прилипание всего листа. На подготовленный лист наносят тонкий слой белил или меловой смеси и через копировальную бумагу переводят заготовленный рисунок и покрывают его для закрепления прозрачным нитролаком. Для большей надежности контур рисунка пробивают канфарником, а затем обводят расходником. Следующая операция — выравнивание фона вокруг рисунка с помощью лощатников. Рисунок после этого начинает возвышаться над фоном и ясно определяется. По мере нагартовки или упрочнения листа его отжигают, для чего нагревают паяльной лампой и снимают (клещами) с ящика. В процессе нагрева листа сгорают остатки смолы, а металл листа отпускается и вновь приобретает вязкость и пластичность.

Подъем рельефа или предварительная выколотка проводится с обратной стороны на резине или мешке с песком, для чего применяют различные чеканы (в зависимости от рисунка) либо используют сферический конец чеканочного молотка. Отдельные участки рельефа для большей четкости выколачивают на деревянной доске или на листовом свинце. После выколотки рельефа и выравнивания фона лист снова отжигают, очищают и готовят к вторичной насмолке, для чего предварительно всю полость рельефа заполняют расплав ленной смесью и после затвердевания заготовку насмаливают на ящик. Если в процессе насмолки на лицевую поверхность попала смола, то ее легко снять тряпочкой, смоченной в керосине, а Окончательная проработка рельефа (с лицевой стороны) заключается в детальной прочеканке всех элементов общей композиции и отделке всех поверхностей путем сочетания гладких, шероховатых и штриховых чеканов.

Наиболее сложная работа — чеканка объемных форм на чашах, кубках, братинах, кумганах и других подобных предметах. Если не удается поднять рельеф изнутри с помощью молотка и чеканов, то пользуются трещотками. Затем проводят отжиг, заливают сосуд смоляной смесью и ведут чеканку с лицевой стороны. В процессе изготовления изделия может быть несколько пересмолок для чеканки, как с внутренней стороны, так и с наружной. Образцами высокохудожественной чеканки могут служить изделия русских и зарубежных мастеров, которые демонстрируются в Оружейной палате, в Государственном историческом музее и во многих других музеях нашей страны.


Интересно, что

«Основоположниками искусства,- писал А. М. Горькой,- были гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщики, резчики по дереву и кости, оружейники». Красоту создает природа, а человек, копируя, переносит ее на бумагу, полотно, дерево или металл.

Подробнее в статье "Стили и традиции художественной ковки"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"