Главная Полезные статьи Всечка и насечка

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Всечка и насечка

Декоративное оформление кованых изделий осуществляется путем зачеканивания в подготовленную поверхность или в специальные канавки цветного металла (золота, серебра, алюминия и др.). Этот способ украшения оружия, доспехов, а также бытовых столовых предметов…

Декоративное оформление кованых изделий осуществляется путем зачеканивания в подготовленную поверхность или в специальные канавки цветного металла (золота, серебра, алюминия и др.). Этот способ украшения оружия, доспехов, а также бытовых столовых предметов очень древний и широко применялся у кузнецов-оружейников Киевской Руси, на Кавказе, а позднее — на тульских, ижевских и златоустовских оружейных заводах.

Всечка, или врезаная инкрустация, проводится путем зачеканивания тонкой проволоки, полосы или фрагмента из листового металла. В первом случае рисунок гравируют (штихелем или зубильцем) по контуру углубленной канавкой с сечением типа «ласточкин хвост» и в эту канавку укладывается проволочка и зачеканивается. Используя различные способы всечки, можно получать всевозможные рисунки и даже поверхности. Проволока может идти в одну нитку (сплошную или штриховую) или располагаться рядами, образуя поверхность. Кроме этого, проволоку можно расклепывать до уровня поверхности или оставлять ее несколько выпуклой и на этой поверхности наносить зубильцем насечку, придавая линии характер витых шнуров.

Всечка полосы или фрагмента из листового материала осуществляется в подготовленный участок, основание которого насечено мелкой сечкой. Вырезанный из тонкого листа фрагмент узора (листок, завиток и др.) укладывается в углубление на насеченную поверхность и вбивается молотком или чеканом, а затем края рисунка несколько подправляются штихелем. При этом рисунок также может быть вровень с фоном или несколько приподнят. Работа заканчивается общей полировкой изделия. Насечка не требует оформления углублений, а цветной металл набивается на предварительно подготовленную поверхность изделия, которая имеет углубления в виде мелкой сетки. Насечка наносится специальным зубильцем или сечкой. Затем на поверхность накладывают проволоку или листовую заготовку и, ударяя по ней молоточком, забивают металл в эту поверхность. Иногда для более плотного закрепления рисунка на изделии его дополнительно рассекают притуплённым зубилом. Скань, или зернь,- виды декоративной отделки изделий путем припайки узоров из скрученных проволок или отдельных шариков.

Обычно для скани берут чистые металлы: медь, серебро, золото, такие сплавы обладают меньшей пластичностью и вязкостью. Если нет проволоки требуемого диаметра, то ее подвергают волочению через ряд фильер (уменьшающихся отверстий). Однако надо помнить, что проволока при волочении упрочняется и ее необходимо периодически отжигать, а затем отбеливать в слабом растворе серной кислоты. Свивку скани лучше всего проводить, используя электродрель. Свивка должна быть плотной и ровной. Обычно свивку делают из двух проволок, но можно и из трех, а также из уже свитых шнуров. Делают скань и плетенкой из трех проволок или из канители (толстая проволока обвивается одной или несколькими тонкими проволочками). Зернь — мелкие шарики — изготавливается следующим образом: разрубают проволоку на одинаковые части, длина которых равна диаметру проволоки, высыпают на твердую ровную металлическую поверхность и начинают обкатывать их ровной поверхностью до получения шариков. Изготовление шариков можно проводить и путем оплавления. Тонкую проволоку навивают (виток к витку) на гладкий цилиндрический стержень небольшого диаметра, а затем эту спираль рубят на отдельные колечки. Смешав колечки с угольным порошком, их нагревают в муфельной печи до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга углем, спекаются в правильные шарики одинакового размера. В небольшом количестве зернь можно получить, оплавляя колечки на листовом асбесте, слюде или куске угля.

Набор скани начинают с установки наиболее крупных элементов рисунка, выполненных из толстой скрутки, а затем устанавливают мелкие фрагменты и зерна. Места под зернь обычно намечают легким ударом керна. Перед пайкой набор скани сажают на столярный или вишневый клей, а в настоящще время — на нитролак или клей БФ. Пайку скани проводят специальными припоями, состоящими из 1 части чистой меди и 2 частей серебра пробы 875 (для меди); 1 части меди и 4 частей серебра (для серебра); 3 частей чистого золота и 8 частей чистого серебра (для золота). В качестве флюса применяют буру. Прокаленную и мелкоизмельченную буру смешивают с припоем (отношение 1:1) и посыпают предварительно смоченное водой (или слабым раствором буры) подготовленное к пайке изделие. Пайку проводят пламенем бензиновой горелки или при помощи «февки» — стеклянной или металлической трубочки. В процессе пайки клей сгорает, а скань плотно соединяется с изделием. Затем изделие отбеливают в горячем 5%-ном растворе серной кислоты до полного удаления всех следов флюса (буры). В дальнейшем при необходимости скань можно отшлифовать, а на крупных элементах даже сделать насечку.

Алмазная грань — это огранка стальных шариков со сквозным отверстием размером от десятых долей миллиметра до 5-8 мм и. крепление их «гвоздиками» к поверхности изделия для формирования рисунка. Алмазные шарики могут собираться в гирлянды на тонких нитях, в результате чего, достигается эффект сверкания драгоценных камней. Этим видом украшения — «гранеными каменьями» — в совершенстве владели тульские мастера XVIII — начала XIX века. Форма отдельных зерен была круглой, овальной, грушевидной и др., число граней от 16 (простая огранка) до 86 (королевская огранка). Для украшения изделия необходимо было изготовить до 30-40 тысяч разнообразных «каменьев».


Интересно, что

Для закалки изделия нагревают до высокой температуры, а затем быстро охлаждают в специальных охлаждающих средах. В зависимости от режима закалки одна и та же сталь получает различ-ные структуры и свойства. Для получения наилучших результатов изделие равномерно нагревают до температуры 740-850°С…

Подробнее в статье "Термическая обработка (закалка и отпуск)"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"