Главная Полезные статьи Орнаментация готовых изделий, их обработка и отделка

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Орнаментация готовых изделий, их обработка и отделка

Кузнечным орнаментом оформлялись орудия труда и быта, различные декоративные изделия. Кузнец в отличие от чеканщика или гравировщика располагает значительно меньшим набором инструментов для орнаментации. Для декоративной отделки кузнец использует свои рабочие инструменты…

Кузнечным орнаментом оформлялись орудия труда и быта, различные декоративные изделия. Кузнец в отличие от чеканщика или гравировщика располагает значительно меньшим набором инструментов для орнаментации. Для декоративной отделки кузнец использует свои рабочие инструменты: ручники, гладилки, зубила, пробойники, а также некоторый инструмент чеканщика и слесаря. Орнамент может наноситься как на горячую заготовку, так и на холодную. В первом случае орнамент получается объемным, глубоким, во втором — плоскостным, поверхностным.

При помощи ручника кузнец на подготовленную поверхность наносит огранку, т. е. специальные грани. Эти грани при различном освещении как бы играют и повышают общую декоративность изделия. Штриховой орнамент или рисунок {насечку) наносят на изделие кузнечным зубилом, при этом для насечки прямых линий пользуются зубилом с прямолинейным лезвием. Если режущая кромка зубила несколько притуплена, то линии будут иметь более мягкие очертания. Сочетая работу зубилами, имеющими различную кривизну лезвия, можно создать довольно сложные и красивые орнаменты типа цветов, розеток, кружков, волют и т.д. В ряде случаев насечку наносят на элементы изделия в процессе ковки отковывают листочек, затем на его поверхности насекают зубилом различные прожилки и только после этого придают листу натуральную изогнутую форму. Если же насечку необходимо нанести на уже готовое объемное изделие, то следует применять специальные оправки, чтобы не изменить готовую форму изделия.

Различные точки, углубления (круглые, квадратные, пирамидальные) наносят на откованную поверхность пробойником со специально заточенной поверхностью рабочей части. Кроме этих инструментов, кузнецы при орнаментации применяют различные чеканы, пуансоны и другие мелкие инструменты в зависимости от наносимого рисунка. Набивка — это нанесение на поверхность углублений, канавок различных геометрических форм. Кузнецы при набивке обычно используют подкладной инструмент: гладилки, протяжки, пробойники, притуплённые зубила. При помощи гладилок можно получить местные треугольные углубления, при помощи протяжек — волнистую поверхность, при помощи пробойника с различным сечением рабочей части — круглые, квадратные или граненые и конические прямоугольные углубления и декоративные отверстия. Притуплённые зубила дают возможность получать различные бороздки и углубления. Кроме этого, при орнаментации изделий можно пользоваться и специальным инструментом: пуансонами, чеканами, молотками со специальными рабочими поверхностями (бучарами).

Механические способы декоративной отделки изделий.

Крацевание — это обработка изделий при помощи металлической щетки. Для стальных изделий применяются щетки с диаметром стальных проволочек 0,15-0,2 мм, а для мягких — щетки с латунной проволокой диаметром 0,1 мм. При этом щетку можно смачивать слабым раствором поташа (до 3%), пивом и даже квасом. Для ускорения процесса щетки можно закреплять в патроне электрической дрели. Шлифование изделия или отделочных частей осуществляется шлифовальными шкурками или абразивными порошками. Для ускорения процесса шлифования можно также применять ручную дрель с приспособлением для закрепления войлочных кругов, на которые столярным клеем наклеивают абразивный материал: корунд, наждак и т. п. Полирование небольших поверхностей производится кожей, сукояными тряпочками, фетровыми и деревянными предметами с нанесенными на них мелким абразивным материалом или полировальной пастой. К твердым абразивным материалам относятся корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. К полировальным пастам относятся паста ГОИ и алмазные пасты разной зернистости. Для полирования внутренних поверхностей применяются фетровые насадки в виде шариков и конусных валиков, на которые наносится слой пасты. Ускорить процесс полировки можно использованием фетровых или хлопчатобумажных кругов и различных шариков и стержней, укрепленных на шпинделе, электрической дрели или бормашинке.

Химический способ декоративной отделки изделий.

При этом способе поверхность изделия покрывается декоративными пленками путем нагрева или обрабатывается различными химическими растворами. Эти покрытия в ряде случаев выполняют не только декоративные, но и антикоррозийные функции. Для нанесения покрытий изделие тщательно очищают от окалины на пескоструйной установке или чистят проволочной щеткой или молотой пемзой с водой. После просушки деталь готова к дальнейшей обработке. Оксидирование — это покрытие изделия оксидной пленкой при нагреве. В зависимости от температуры нагрева (можно нагревать даже паяльной лампой) получают различные цвета побежалости. После того как вся поверхность приобретет одинаковый цвет, ее покрывают слоем пчелиного воска (наващивают), а затем тщательно растирают и полируют.

Воронение поверхности осуществляется путем покрытия очищенной поверхности изделия различными маслами (льняным, конопляным) или кислотами с последующим прогреванием изделия на огне. В зависимости от сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхность приобретает черный, темно-синий, фиолетовый и другие цвета. Если изделие будет находиться в помещении, то его целесообразно навощить (покрыть слоем воска) и отполировать, а если на улице, то покрыть цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20% воска для устранения блеска. Для получения черно-коричневого цвета очищенное изделие покрывают натуральной олифой (или другим растительным маслом) и нагревают до температуры 300-400 °С. Серые цвета (светлые и темные) можно получить, если изделие обработать слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черный цвета получаются при погружении изделий в кипящий раствор следующего состава: каустическая сода (едкий натр) -700 г, нитрид натрия — 250 г и нитрит натрия (натриевая селитра) — 200 г на 1 л воды. При погружении в расплавленную натриевую селитру (1°=310-350°С) на 2-3 мин получают пленку синеватого цвета.

Если кованые изделия сделаны из меди или латуни, то их можно окрасить в черный цвет, опуская в раствор с 12-15 г серной печени и 15 г аммиака, растворенных в 1 л воды. Приготовляют серную печень так: смешивают поташ и серу (отношение 2:1), расплавляют на сковородке при постоянном помешивании в течение 20 мин (лучше на электроплитке), выливают на чугунную или керамическую дощечку, дают остыть и затем растирают в порошок. Цвет меди от красно-бурого до темно-бурого получают в растворе с 2-3 частями серной печени в 1 л воды. При этом чем слабее раствор, тем светлее окраска. Изделия обрабатывают приготовленными растворами, сушат и зачищают латунной щеткой. Цвет старой меди получают путем смачивания изделия в растворе «для чернения», а затем чистят порошком пемзы до желаемого цвета. Цвет медной зелени получают, опуская в раствор с 120 г тиосульфата натрия и 40 г уксусно-кислого свинца, растворенных в 1 л воды. Раствор нагревают до 60°С и наблюдают за изменением цвета. В зависимости от времени выдержки получают оттенки от зеленовато-голубого до серовато-белого. Коричневый цвет различных тонов можно получить при погружении (или покрытии) нагретого изделия в раствор сернистого аммония (20- 25 г сернистого аммония на 1 л воды). В зависимости от температуры предварительного нагрева изделия изменяется тон цвета: чем выше температура, тем темнее тон. Темно-бурый цвет поверхности изделия получают в растворе: 30 г сульфата меди, 15 г хлората калия, 10 г перманганата калия на 15 л воды. Раствор нагревают до 100 °С и погруженное изделие слегка трут тампоном.

Цвет от желто-оранжевого до синего можно получить, обработав изделия из латуни в смеси растворов: 130 г гипосульфата натрия на 1 л воды (первый раствор) и 35 г азотно-кислого свинца на 1 л горячей воды (второй раствор). Затем оба раствора сливают вместе. Протравленный в азотной кислоте и промытый в воде предмет погружают в нагретую до 80°С смесь растворов. При получении желаемого цвета изделие быстро вынимают из раствора, промывают, просушивают и покрывают бесцветным лаком для закрепления полученной цветовой пленки. Серые и черные цвета получают при наложении (щеткой или кистью) хлористой сурьмы на готовое изделие. В зависимости от концентрации раствора и времени обработки достигают различных тонов черного цвета. Получив нужный тон, изделие промывают и просушивают. Более простой способ обработки изделий из меди и латуни — травление поверхности крепкой азотной кислотой. При этом способе необходимо соблюдать особую осторожность и обрабатывать поверхность в хорошо проветриваемом помещении или на улице. На подготовленную поверхность наносят при помощи стержня с ватным тампоном крепкую (или разведенную водой) азотную кислоту, после чего начинается бурная реакция с выделением газов и поверхность начинает постепенно зеленеть, а потом чернеть. Для получения темных тонов изделие (после прекращения реакции) нагревают и процесс повторяют. Затем изделие охлаждают, промывают в горячей проточной воде и высушивают. После этого его окончательно шлифуют и полируют.

Изделие из алюминия, как и из других цветных металлов, можно обрабатывать просто копотью от керосиновой горелки или от горящей бересты, а затем протереть тампоном, смоченным в керосине, те места, в которых необходима пониженная плотность потемнения, создавая тем самым необходимый колорит всего изделия. Темно-серый цвет алюминия получают при обрабатывании поверхности раствором соляной кислоты с небольшим добавлением раствора медного купороса и серной кислоты (3-5%). Цвет изделия зависит от концентрации раствора и марки алюминия. Отделку изделий из серебра под старое серебро проводят раствором серной печени из расчета Ш-20 г на 1 л воды. Реакция протекает быстрее и качественнее, если раствор будет свежим и слегка подогретым, а изделие перед погружением нагрето. Для меднения стальных изделий их опускают в раствор, состоящий из 50 г серно-кислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на 1 л воды. После омеднения предмет споласкивают водой и сушат.

Электрохимические (гальванические) способы отделки поверхностей Электрохимический способ отделки поверхностей заключается в покрытии поверхности одного металла другим вследствие его осаждения из растворов солей под действием электрического тока, однако эти способы довольно сложны и используются в основном в промышленности. Если кто-то из вас захочет серьезно изучить эти способы, прочитайте специальную литературу1. К декоративной отделке изделий следует отнести и нанесение рисунков и орнаментов при помощи специальных инструментов. Гравирование — это нанесение на подготовленную поверхность изделия рисунка или рисунка рельефа при помощи резцов (штихилей).

Существует несколько способов гравирования: плоскостное (двухмерное) гравирование под «чернь» и обронное (трехмерное). При применении этих способов создается объемный рельеф поверхности. Гравирование производится при помощи бормашинок, дрелей и специальных станков. Наибольшее распространение оно находит при отделке кованых изделий. В качестве основного режущего инструмента тут применяют разнообразные фрезы, шлифовальные камни, различные шлифовальные доски и шнурки, закрепленные на специальных кругах. Кроме механического гравирования, в настоящее время внедряется и химическое гравирование, суть которого заключается в том, что рисунок или орнамент вытравливается на подготовленной поверхности раствором кислоты. Травление может быть позитивным и негативным. В первом случае вытравливается (углубляется) сам узор или рисунок, во втором — образуется фон, а узор остается выпуклым. Перед травлением необходимо подготовить рабочую поверхность, т. е. обезжирить и хорошо отполировать ее. Затем на эту поверхность наносят слой кислотостойкой мастики, состоящей из двух частей парафина, двух частей мастиковой смолы и одной части битума. Всю смесь разводят в скипидаре и кистью наносят на изделие. После просушки на подготовленную поверхность иглой наносят рисунок, затем закрывают обратную (нерабочую) сторону воском и изделие опускают в ванну с травильным раствором. В качестве травильных растворов используют разбавленные кислоты. Не забывайте, что при составлении растворов кислоту надо лить в воду! Сталь травят в водном растворе серной кислоты (отношение 1:10). Медь и латунь травят в разбавленной азотной кислоте. Когда изделие протравится на достаточную глубину, его извлекают из ванны и тщательно промывают в проточной воде. Затем изделие немного нагревают и слой покрытия снимают тряпочкой, смоченной скипидаром.


Интересно, что

Основа кубка состоит из 3 одинаковых стержней с розочками, соединенных кольцом посередине. Вначале изготовляются розочки (6 шт.) по рассмотренной выше технологии. Отковывается стерженек с утолщением и делается на конце заклепочка. Из листового металла по специально изготовленным

Подробнее в статье "Изготовление кубка с розами"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"