Главная Полезные статьи Техника безопасности при кузнечных работах

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Техника безопасности при кузнечных работах

Кузнечные работы относятся к работам повышенной опасности, поэтому большое внимание должно уделяться качеству ручного и подкладного инструмента, одежде и индивидуальным средствам защиты…

Кузнечные работы относятся к работам повышенной опасности, поэтому большое внимание должно уделяться качеству ручного и подкладного инструмента, одежде и индивидуальным средствам защиты. Одежда юного кузнеца состоит из куртки, сшитой из плотной хлопчатобумажной ткани, брюк, ботинок, рукавиц, фартука и головного убора. При этом куртка имеет длинные рукава с манжетами, а нижняя ее часть перекрывает верхнюю часть ботинок. Ботинки должны быть на толстой, лучше кожаной подошве. Рукавицы рекомендуется шить из толстого брезента, а некоторые даже могут иметь накладки из асбестовой ткани. Фартук также шьется из толстого брезента, асбестовой ткани или кожи. Фартук, закрывающий грудную часть, лучше сшить чуть ниже колен. Можно сделать на фартуке один карман на груди или с правой стороны у пояса.

Работать в кузнице надо обязательно в головном уборе — это может быть старая фетровая шляпа или берет, фуражка или просто налобная повязка. Головной убор предохраняет голову от перегрева, сохраняет чистоту волос и не дает им распадаться. Перед началом работы следует проверить исправность молота и ручника, а также наковальни, горна и воздуходувов и принять меры к устранению замеченных недостатков. Наковальня должна быть надежно прикреплена к стулу и етеять устойчиво, а ее «лицо» — горизонтально расположено. При нормальной установке наковальни ее рабочая поверхность должна находиться над уровнем пола на высоте 650-800 мм, чтобы кузнец, стоя на полу, мог касаться пальцами, сжатыми в кулак, поверхности наковальни. Расстояние между наковальней и горном должно быть не менее 4 м, от наковальни до прихода — не менее 2 м. При проверке наковальни «на удар» звук должен быть чистым, звонким, без дребезжания, что свидетельствует об отсутствии трещин.

До начала работы со стороны проходов и в других местах необходимо установить щиты для предохранения окружающих от возможного поражения отлетающей окалиной или частицами металла, а также экраны для защиты от вредного теплового воздействия нагревательных устройств, находящихся в кузнице. Перед началом работы следует проверить инструмент. Разрешается работать только исправным инструментом и обязательно использовать его по прямому назначению. Инструменты необходимо располагать на рабочем месте с максимальным удобством для пользования, не допуская в зоне работы лишних предметов. Пол на рабочем месте должен быть ровным и сухим (не скользким), лучше своевременно производить его уборку и не загромождать заготовками, отходами и другими предметами. В бачке для охлаждения инструмента должна быть всегда чистая вода. В кузнице рекомендуется поставить емкость с сухим песком для засыпки скользких мест.

Перед работой необходимо очистить от окалины, масла, воды или других возможных загрязнений рабочую поверхность наковальни, протереть тряпкой (ветошью) мокрый или замасленный инструмент. Во время работы следует пользоваться защитной маской или очками с небьющимися стеклами для предохранения глаз от поражения отлетающими частицами, а при обработке поковок, нагретых до белого каления,- очками со светофильтром. Нельзя смотреть незащищенными глазами на яркий свет (пламя), который может привести к ослаблению и потере зрения. На рабочем месте недопустимо присутствие лиц, непосредственно не участвующих в работе. При выполнении работы надо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, не разговаривать. При ковке заготовок необходимо соблюдать температурный интервал ковки (см. диаграмму на цветной вклейке). Ковка перегретого или охлажденного ниже нормы металла запрещается, так как это может быть причиной несчастного случая.

Сильно нагревшийся во время работы инструмент следует охлаждать в бачке с чистой водой и затем просушить. Удалять окалину и обрубки с наковальни рекомендуется специальными щетками или короткой метлой. Перед ковкой следует удалить с заготовки окалину металлической щеткой, скребком или легкими ударами молотка. Поковку надо брать клещами так, чтобы губки клещей плотно прилегали к ней, а рукоятки клещей не смыкались и пружинили. Для надежного крепления поковок в клещах на их ручки рекомендуется надевать зажимные кольца или скобы. Заготовку надо укладывать на наковальню так, чтобы она плотно прилегала к ней (это можно проверить легким ударом по заготовке молотком). Для подъема и перемещения по наковальне тяжелых заготовок следует пользоваться самозажимающими (болваночными) клещами. Ручки инструмента при ударах надо держать только сбоку от себя, а не перед собой. Нельзя держать пальцы между ручек клещей ввиду опасности их сдавливания. Необходимо следить за тем, чтобы молотобоец стоял к кузнецу вполоборота, а не напротив. Молотобойцу следует подавать команды четко, громким голосом: «Наложи!», «Бей сильно!», «Бей раз!», «Бей по команде!», «Стой!» — и показывать молотком или другим инструментом место удара. Наносить удары можно только по разогретой заготовке.

Следует исключить удары по клещам, ручкам инструмента, холостые удары кувалдой по наковальне. Окончание ковки следует производить по команде «Стой!», а не после выноса поковки с наковальни. Класть какой-либо инструмент на поковку или изменять ее положение разрешается только после предупреждения молотобойцу. При рубке металла зубило устанавливают строго вертикально. Последние удары производят только на ребре наковальни, первый и последний удары делают слабыми, перед последним ударом поковку переворачивают подрубленной стороной вниз. Отрубаемый конец поковки следует направлять от себя и в сторону, убедившись в том, что это не угрожает кому-либо . Удары кувалдой следует наносить прямо, всем бойком. По окончании работы отключают воздуходувное устройство и другое оборудование.


Интересно, что

            Гуси спасли Рим-это известный исторический факт, но нет статистики, сколько судеб спасли обычные ворота. Эволюция их прошла вместе с человеком, начиная от деревянных, которые помогли нашим праотцам ограждать соплеменников от нападок диких животных и просто врагов, до нынешних, порой просто «космических» с умнейшей автоматикой и необыкновенным дизайном.

       Красота исполнения, пришла вместе с кузнечным мастерством. В течение  многих столетий, страны Средиземноморья  специализировались на изделиях из кованого металла. История сохранила предметы, изготовленные каталонскими кузнецами, которые можно сравнить с произведениями искусства. Кружева кованых ворот Франции, Италии, Испании, поражают воображение  изысканность и филигранностью исполнения. «Столпы» кузнечного искусства стали визиткой многих городов — Версаль, Букингемский дворец, сколько семейных альбомов, вот уже многих поколений, украшают их изображения.

        Уходят люди, меняется жизнь, но ещё долго будут радовать человечество изделия кузнецов, имена которых история практически не сохранила.

Подробнее в статье "Кованые ворота"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"