Главная Полезные статьи Стили и традиции художественной ковки

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Стили и традиции художественной ковки

«Основоположниками искусства,- писал А. М. Горькой,- были гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщики, резчики по дереву и кости, оружейники». Красоту создает природа, а человек, копируя, переносит ее на бумагу, полотно, дерево или металл.

«Основоположниками искусства,- писал А. М. Горькой,- были гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщики, резчики по дереву и кости, оружейники». Красоту создает природа, а человек, копируя, переносит ее на бумагу, полотно, дерево или металл. Всем известны кружевные или вышитые узоры, резьба по дереву или чеканка, но мало кто знает, что узоры могут создаваться тяжелым кузнечным молотом.

Развитие художественной ковки шло очень неравномерно. Вначале ковались небольшие изделия, в основном украшения из золота и меди, потом ковку вытеснило литье. Вновь художественная ковка возрождается в период кричного производства. В то время железо было очень дорого и ценилось выше золота, а изделия из него могли принадлежать только царям и лицам духовного звания. Например, в Греции в XII веке до н. э. железо считалось драгоценным металлом, из него делали кольца, браслеты, брошки, а туземцы Африки ценили железо дороже всех металлов.

По мере увеличения производства железа оно начало широко применяться для изготовления оружия. И только спустя сотни лет, когда железо (сталь) стали получать в больших количествах на заводах, вспомнили о нем и как о «художественном» металле. Начали изготавливать различные изделия: кресты и навершия для церквей и соборов, ограды и оконные решетки, декоративные изделия для интерьеров и другие вещи.

В некоторых высокоразвитых странах Европы начали создаваться школы художественной ковки, появились мастера высокого класса. На территории нашей страны художественная ковка стала широко применяться в период Киевской Руси. В это время строятся изумительные по своей красоте храмы и соборы и кузнецы украшают их коваными крестами и кронштейнами, оконными решетками и воротами. Большого совершенства достигают изделия церковной утвари: чеканные оклады из серебра и золота, усыпанные драгоценными камнями, ювелирные изделия и посуда, ларцы и переплеты книг.

Изделия кузнецов-художников можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Государственный исторический музей, Оружейная палата, Русский музей и Эрмитаж, а также в исторических и краеведческих музеях наших древних городов: Новгороде и Пскове, Ярославле и Смоленске и многих других. Изделия современных кузнецов-художников во всем многообразии можно увидеть в подмосковном Музее кузнечной науки и техники (станция Салтыковская, поселок Никольско-Архангельский, улица Санаторная, дом 8).

Среди кузнецов с давних пор были мастера высокой квалификации, обладающие прекрасным художественным вкусом, которые делали изумительные по своей красоте дворцовые ограды, ворота, козырьки подъездов, а также простые и изящные предметы быта. В далекие времена, создавая предметы быта, кузнецы старались не только отковать вещь, красивую по форме, но и орнаментировать ее. Изготовляя, например, кресало — инструмент для высекания искры из кремня при разжигании костра, кузнец оттягивал два тонких конца и закручивал их в спирали, а поверхность украшал орнаментом из точек, рисок или полосок. Такую вещь было приятно держать в руках.

Наибольшую выдумку и фантазию применяли мастера при ковке светцов (подставок для лучины). Первые светцы делались (из-за отсутствия металла) из старых подков: их забивали в деревянную стену, в эту скобу вставлялась горящая лучина, и изба озарялась мерцающим светом. Более красивыми были втычные светцы, выкованные в виде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем. Они также вбивались в стену или в специальную подставку.

Цельнокованные металлические светцы начинают широко входить в быт с конца XVIII века, в период интенсивного развития железоделательной промышленности в России. Эти светцы были значительно изящнее своих предшественников, выглядели более легкими и нарядными. Основное внимание кузнецы уделяли «навершию» или «голове» светца, т. е. верхней части, в которую вставлялись лучины. Сами расщепы выполнялись в виде завитков, лучей с шишечками или с сережками, которые при легком сотрясении качались, звеня и поблескивая в отраженном свете пламени лучины. Легко представить себе, как в полумраке избы светец с горящими лучинами походил на сказочный цветок из волшебной сказки. Просечной металл широко применяли для украшения деревенских изб, городских домов, церквей и дворцов. Металлические кружева заканчивали свесы крыш, оформляли фронтоны, украшали дымовые и водосточные трубы и их сливы.

Большую декоративность всему дому придавали коньковые решетки, флюгера и различные навершия. Изделия кузнечного искусства украшали предметы домашнего обихода и даже. инструменты. На сечках выполнялся узор, состоящий из завитков, уменьшающихся по мере подъема вдоль втулки. В эти завитки вплетались стилизованные зверюшки и различные стебли и листочки. Деревянные ручки сечек точились фигурными из твердых пород дерева. Такие сечки являлись украшением деревенских изб. Как в каменных, так и в деревянных постройках особое внимание уделялось входным воротам или наружным дверям: их старались украсить как можно лучше. Вместо обычных петель, ручек и замков навешивались красивые жиковины (дверные петли), ручки-стукалы с накладками из просечного металла, массивные секирные замки. Жиковины имели разнообразную форму и рисунок в зависимости от фантазии и квалификации кузнеца. В большинстве случаев жиковины заканчивались «червонками», а по всей длине шли завитки. Очень часто поверхность жиковин украшалась орнаментом. Оси «подставов“ или петель также несли элементы декоративности: навершие осей выковывались в виде шишечки или пламени свечи, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя.

Шляпки кованых гвоздей, болтов и заклепок в зависимости от общей композиции делались сферическими, конусными или пирамидальными, четырех-, шести-или восьмигранными. Красивая форма шляпок дополняла декоративность жиковин, накладок и других оковок дверей. Жиковины (романский стиль).

Большое значение кованый металл имел и при строительстве зданий начиная с XVII века. Практически ни одна каменная, кирпичная или деревянная постройка не обходилась без кованых деталей. Мощные связи (стяжки, или тяжи) пронизывали насквозь здание и скрепляли стены при помощи специальных лопаток, наружные связи стягивали здание на разных уровнях, кованые дуги укрепляли арочные проемы и своды. Основами куполов-“луковиц» являлись кованые «журавцы», а конусных шпилей — продольные и поперечные металлические стержни. Первые кузнецы, создавая художественные бытовые изделия, не задумывались о стилевых решениях. Форма изделия соответствовала давно установленному образцу, а рисунок декоративного оформления брался непосредственно из окружающей природы: цветы и листья, веточки и травинки, бабочки, жуки и птички — все переносилось в стилизованном виде на изделие. И только в период крупных градостроительных работ, когда кузнецы работают под руководством зодчих и архитекторов, кованые изделия подчиняются общим стилевым решениям.

В период средневековья (X-XII века) в Европе начинается строительство замков, церквей и соборов. Все здания имели суровую, крепостного характера архитектуру. Фасады зданий украшались росписями и рельефами, полусказочными сюжетами с изображением животных и растительных мотивов. Такой стиль впоследствии был назван романским. Детали интерьера, мебель, различные изделия декоративно-прикладного значения несли на себе отпечаток суровости и примитивизма. В этот период высокого уровня достигает кузнечное ремесло, которое было связано строгими цеховыми рамками. Мощные кованые скобы и накладки скрепляли дубовые сундуки, окованные двери украшали соборы и замки, массивные решетки, состоящие из мощных вертикальных стержней, охраняли территорию церквей и соборов. Начиная с середины XII века в искусстве появляется новое направление- готика. Ведущим архитектурным сооружением стал городской собор со стрельчатыми арками и окнами, витражами, ажурными башенками. Все здание собора от основания до наверший башенок пронизано причудливым узором, в его облике чувствуется ощущение легкости и невесомости. В сложном плетении орнамента — цветы, листья дуба, винограда. Этот стиль как бы олицетворяет новые духовные устремления, расширяет интерес к реальному миру и природе.


Интересно, что

Рассмотрим два процесса обработки поверхности — очистку и выравнивание поверхности литых или кованых изделий и отделочную чеканку мелких орнаментов вдавливанием по наружной поверхности изделий. В прошлом эта работа составляла самостоятельное ремесло, однако в наши дин она является составной частью художественной ковки и слесарного дела…

Подробнее в статье "Декоративная отделка кованого материала"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"