Главная Полезные статьи О кузнецах-ковалях и почему подкова приносит счастье

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

О кузнецах-ковалях и почему подкова приносит счастье

Кузнецы-ковали — это те, кто кует, т. е. подковывает лошадь. А что такое подкова и для чего она? Современный школьник, особенно городской, знает только то, что она почему-то приносит счастье. Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни.

Кузнецы-ковали — это те, кто кует, т. е. подковывает лошадь. А что такое подкова и для чего она? Современный школьник, особенно городской, знает только то, что она почему-то приносит счастье. Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома — нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье. Поверья говорят, что злой дух не проникнет в дом, если на двери — подкова. Но ее нужно подвешивать определенным образом — «клещами» вверх, т. е. раскрытой частью вверх к небу. А объясняется это тем, что добрые силы, спустившись с неба, взойдут в подкову и останутся в доме. Если же «клещи» смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю.

В Англии существует легенда о кузнеце Данстене, который заставил дьявола оставить в покое дома, на дверях которых были прибиты подковы. А сделал он это так. Когда однажды к нему в кузницу пришел дьявол и попросил подковать ему хромую ногу, кузнец привязал черта к наковальне и стал бить его молотком до тех пор, пока черт не взмолился о пощаде, и только тогда отпустил его, но с условием, чтобы он никогда не переступал порог дома, на дверях которого прибита подкова. В Древнем Вавилоне и Египте подкова, своей формой напоминающая форму прибывающей луны, была связана с культом богинь плодородия Астарты и Исиды.

До появления железных подков многие народности предохраняли копыта лошадей различными способами: японцы, например, обматывали копыта лошадей циновками из соломы или материей;. татары — кожаными ремнями; киргизы укрепляли копыта роговыми накладками. Первые железные подковы были обнаружены в Зальцбурге, около Гамбурга, при археологических раскопках улицы, относящейся к I веку, на которой находилась римская крепость. Правда, это были еще не подковы, а специальные железные накладки или башмаки, называемые «солеа», которые прикреплялись к ногам лошадей ремнями.

Аналогичные подковы были найдены в гробнице около Ульма (IV-VI века). Историки считают, что в эти подковы-башмаки «обувались» отряды римской и греческой конницы. Хотя эта «обувь» и предохраняла копыта лошадей, но на практике была неудобной и широкого распространения не получила.

Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову гвоздями к копыту лошади, никто не знает, но ученые считают, что первыми ковку лошадей начали кельты и галлы. В VI веке лошадей подковывали германцы, славяне, вандалы. Глядя на конную статую Карла Великого, можно предположить, что во Франции лошадей уже подковывали в начале IX века, но широкая ковка лошадей начала входить в Европу только с XIII века.

Из истории войн мы узнаем, что уже в инструкциях византийского императора Льва VI (886-912) упоминается о серповидных железных подковах и гвоздях. А сколько гибло людей ц проигрывалось сражений из-за отсутствия подков или из-за плохой ковки лошадей! Непобедимая армия Александра Великого стала терпеть различные невзгоды, когда стерлись подковы у коней. Старая испанская пословица гласит: «Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы — лошадь, а из-за лошади гибнет всадник». Много конницы, артиллерии и обоза Наполеона погибло во время его отступления из Москвы из-за «забывчивости» заготовить достаточно материала для подков. Лошади, даже с пушками небольшого калибра, останавливались при малейших подъемах на твердой и мерзлой земле. То же самое случилось и с датчанами при их отступлении из Шлезвига в 1864 году: вследствие плохой ковки лошадей армия за девять часов смогла пройти только одну милю по заснеженной и мерзлой земле, так как пушки приходилось тащить на руках.

Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие сильные мира сего коллекционировали их. В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков, среди которых были особенные, употребляемые при болезнях копыт. Современные всадники и жокеи стремятся сохранить подкову лошади, на которой удалось выиграть приз или установить рекорд. На многих ипподромах мира имеются специальные стенды с подковами лошадей- победительниц, на каждой подкове написано имя лошади, год выигрыша приза, время прохождения дистанции, фамилия наездника и другие данные. Кроме своих основных функций, подкова иногда используется и е качестве материала для изготовления своеобразных скульптур: так, например, швейцарский скульптор Алебсин соорудил из 400 подков фигуру осла, стоящего на двух ногах; кузнец Герт Вебер из селения близ Цюриха собрал гигантскую подкову из отдельных подков, которые он отковывал в честь рождавшихся в деревне детей. В средневековых цехах ковка лошадей требовала большого искусства. Обычным испытанием для молодого кузнеца было изготовление подковы без снятия мерки. Перед кузницей проезжали три раза на лошади, которую требовалось подковать, и кузнец по следу лошади ковал подкову, а затем «на руках» подковывал лошадь.

Так что же представляет собой эта всемогущая подкова, от которой зависит так много? Подкова — это кусок железного проката, загнутого по форме копыта, состоящего из следующих элементов: двух ветвей, шипов, отворота, дорожки и гвоздевых отверстий. Все подковы разделяются на подковы для рабочих, кавалерийских и спортивных лошадей.


Интересно, что

            Гуси спасли Рим-это известный исторический факт, но нет статистики, сколько судеб спасли обычные ворота. Эволюция их прошла вместе с человеком, начиная от деревянных, которые помогли нашим праотцам ограждать соплеменников от нападок диких животных и просто врагов, до нынешних, порой просто «космических» с умнейшей автоматикой и необыкновенным дизайном.

       Красота исполнения, пришла вместе с кузнечным мастерством. В течение  многих столетий, страны Средиземноморья  специализировались на изделиях из кованого металла. История сохранила предметы, изготовленные каталонскими кузнецами, которые можно сравнить с произведениями искусства. Кружева кованых ворот Франции, Италии, Испании, поражают воображение  изысканность и филигранностью исполнения. «Столпы» кузнечного искусства стали визиткой многих городов — Версаль, Букингемский дворец, сколько семейных альбомов, вот уже многих поколений, украшают их изображения.

        Уходят люди, меняется жизнь, но ещё долго будут радовать человечество изделия кузнецов, имена которых история практически не сохранила.

Подробнее в статье "Кованые ворота"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"