Главная Полезные статьи Возникновение и развитие художественной ковки легенды, мифы, истории и неразгаданные тайны о кузнецах

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Возникновение и развитие художественной ковки легенды, мифы, истории и неразгаданные тайны о кузнецах

В славянских письменах сохранились сведения о божественных кузнецах, самым древним из которых был Сварог — бог-кузнец, изобретатель металлов, покровитель семьи и ремесла. Вообще кузнецы у всех народов мира считались сверхъестественными существами, колдунами, чародеями…

В славянских письменах сохранились сведения о божественных кузнецах, самым древним из которых был Сварог — бог-кузнец, изобретатель металлов, покровитель семьи и ремесла. Вообще кузнецы у всех народов мира считались сверхъестественными существами, колдунами, чародеями. Люди видели, что кузнецы из какой-то красноватой земли (болотной железной руды) варили в небольших печах-домницах железо, а затем на глазах у всех выковывали ножи, сошники, топоры и другие необходимые для труда и быта вещи. Одни кузнецы были благодетелями, другие — злыми колдунами. И даже слово «ковать» тесно связано с «коварством», «кузнь»- с «кознь» (например, «строить козни» — т.е. хитрить, лукавить). Но чаще кузнецы «ковали счастье», а для девушек-невест — колечки и венцы и могли также определять их судьбы.

На смену древнему богу Сварогу вместе с христианством пришли святые Кузьма и Демьян. Они вошли в русскую мифологию как покровители всех кузнецов, семьи и брака, изобретатели первого в мире плуга. В народе их называли бессребрениками, так как они ковали людям различные вещи, а денег не брали. Древние легенды рассказывают, как Кузьма и Демьян убили Змея, поедающего людей. «Когда-то давно, когда еще мало было людей, повадился в одну страну летать страшный Змей и брал себе по очереди людей на съедение. Дошла очередь до княжеской дочери. Бежит она мимо кузницы, где куют Кузьма и Демьян. Кузнецы спрятали ее в своей кузнице с железной дверью. Прилетело ужасное чудовище и стало требовать выдачи княжеской дочери. Кузнецы предложили Змею пролизать языком железную дверь, обещая посадить на язык его жертву. Змей пролизал дверь, а Кузьма схватил его раскаленными клещами за язык. Затем Змея запрягли в специально кованный для этого плуг и пропахали на нем огромную борозду („Змеев вал“) от Днепра до самого Черного моря. Змей просил пить, когда на нем пахали, но пить ему не давали, а кормили солеными коржами. Когда Змей дорвался до моря, то пил и пил до тех пор, пока не лопнул». Кузьму и Демьяна почитают за то, что они уничтожили Змея. Праздник в честь святых покровителей кузнецов Кузьмы и Демьяна приходился на 1 ноября и был обязательным для всех мастеров и подмастерьев, работающих с металлом. В Смоленском музее-заповеднике хранится знамя-хоругвь цеха кузнецов размером примерно в один квадратный метр. Оно имеет деревянную основу, обложенную с двух сторон прекрасными чеканными окладами. С лицевой стороны изображены святые Кузьма и Демьян, а с другой — надпись «З (намя) кузнъчнаго цъха». Сбоку расположены две металлические петли для одевания его на древко. С этим знаменем кузнецы ежегодно выходили на свой праздник.

Надо сказать, что кузнецы очень чтили своих покровителей. Практически в любом русском городе имелись церкви в честь святых Кузьмы и Демьяна, а улицы, площади и переулки носили имена святых. Широко была распространена фамилия Космодемьянский.

В Москве, например, к концу XVIII века было около 20 церквей и приделов в честь этих святых. А в древнейшем путеводителе по Москве упоминались «каменная церковь Кузьмы и Демьяна, что в Старых Кузнецах» и «деревянная церковь Кузьмы и Демьяна, что в Кузнецах у Таганных ворот». Есть упоминание и о Кузьмодемьянском монастыре в Кузнецкой слободе. Эпические сказания о кузнецах-богатырях известны из истории других народов. Так, в карело-финском эпосе «Калевала» рассказывается о том, как человек овладел железом.

Открытие железа — огромное событие для человечества. Плуг с железным лемехом глубже и лучше возделывал землю, с помощью разнообразных железных инструментов быстрее обрабатывалась древесина, железные наконечники стрел и копий точнее поражали добычу на охоте. Одним из героев «Калевалы» является кузнец-богатырь Ильмаринен, который отковал много разных предметов: лук для стрельбы, плуг, челнок, подковы, сани, лавки и т. д. Из-под его волшебного молота выходила и «живая продукция»: корова с золотыми рогами, огненная лошадь, орел с калеными стальными когтями. Он даже отковал себе из серебра и злата невесту. Ядром «Калевалы» является рассказ о том, как Ильмаринен ковал волшебную мельницу-самомолку Сампо (исследователи «Калевалы» установили, что Сампо — это прообраз машины для облегчения труда).

О приключениях и подвигах одаренных сверхъестественной силой и ловкостью смелых людях, героях, богах рассказывают и древнегреческие мифы, и возникшие на их основе эпические поэмы «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Одним из наиболее интересных персонажей древнегреческой мифологии является Гефест — бог огня и покровитель кузнечного ремесла. Сын верховного бога Зевса и царицы богов Геры. Гефест родился на Олимпе хилым и некрасивым ребенком. Гера не могла допустить, чтобы у верховных богов был такой некрасивый ребенок. В гневе сбросила она Гефеста с Олимпа. Долго летел младенец по воздуху, пока не упал в воды Океана. Выловили и обласкали его морские богини: Эвринома — дочь Океана — и Фетида — дочь морского старца Нерея, а затем, заменив ему мать, вырастили и воспитали. Гефест был некрасивым, с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей, но великолепным художником в кузнечном ремесле! Никто не мог равняться с ним в искусстве ковки. Какие великолепные украшения из золота и серебра выковал он своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде! Но не оставляла его обида на свою мать Геру за то, что она не признала его своим сыном и сбросила с Олимпа, и он решил отомстить ей. Выковал Гефест золотой трон необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. Гера пришла в восторг, увидев такой чудесный подарок и подумав, что только царица богов должна сидеть на таком троне, села. Сразу же несокрушимые путы обвили ее, и оказалась она прикованной к трону. Бросились слуги ей на помощь, но все было напрасно. Никто из них не в силах был освободить царицу. Тогда поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может помочь ей. Послали к Гефесту вестника олимпийских богов Гермеса. Явился он в грот, где работал Гефест, и стал просить идти вместе с ним на высокий Олимп и освободить свою мать. Однако бог-кузнец наотрез отказался идти на Олимп, так как не забыл зло, причиненное ему ею. Тогда на помощь явился бог вина и веселья Дионис. С веселым смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней еще одну и еще. Наконец удалось уговорить Гефеста ехать. Посадили его на осла и привезли на Олимп. В один миг освободил он свою мать, так как уже не помнил обиды, и остался жить на Олимпе среди богов. Построил он богам великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы и стал жить сам там со своей женой — богиней грации и красоты Харитой.

Живя среди богов, Гефест не забывает и своего любимого занятия. Построил он себе чудесную кузницу в гроте горы (по другим источникам, в городе Мосхе на острове Лемнос). По трудолюбию никто из богов не мог сравниться с Гефестом. С утра до вечера весь черный от пыли и копоти трудился он в своей кузнице. Какие дивные вещи ковал он! Кубки, украшенные золотом и серебром, треножники, которые сами катились на золотых колесиках и развозили яства богам, различные украшения. Для себя он выковал из золота двух прекрасных девушек-прислужниц, помогавших ему ходить. Они были так искусно сделаны, что казались живыми.

Для богов и героев Гефест ковал оружие и различные атрибуты. Так, для Зевса он отковал щит, потрясая которым Зевс наводил ужас на своих врагов. Гефест обтянул этот щит кожей козы Амалтей, некогда вскормившей Зевса, а с лицевой стороны для устрашения прикрепил голову медузы Горгоны со змеями вместо волос, чей взгляд обращал все живое в камень. Для Диониса Гефест отковал тирс-жезл, увитый плющом, виноградными листьями, увенчанный кедровой шишкой, а для бога солнца Гелиоса — золотую колесницу, на которой он каждое утро выезжал с востока и вечером опускался в Океан на западе. Однажды в кузницу к Гефесту пришла богиня Фетида вся в слезах и начала рассказывать о горе сына Ахилла, у которого троянцы убили лучшего друга. Она просила отковать для Ахилла оружие, чтобы он мог отомстить своим врагам.

Гефест согласился помочь. Поставил он меха у горна и приказал им раздувать огонь, а когда пламя разгорелось, начал Гефест бросать в огонь медь и олово, серебро и золото. Затем взял клещи, вытащил слиток из огня, положив его на наковальню, начал выковывать. На поверхности щита изобразил землю, море и небо, а на небе солнце, месяц и звезды. На земле — два города, в одном из них празднуется свадьба, а другой осажден врагами. По краям щита Гефест изобразил Океан, обтекающий землю кругом. Закончив щит, Гефест выковал броню для Ахилла, горящую, как яркое пламя, тяжелый шлем с золотым гребнем и поножи из гибкого олова.

О работе бога-кузнеца Гефеста можно судить по барельефу из города Помпеи «Кузница Гефеста». Гефест одет в хитон — одежда ремесленника с открытыми правой рукой и плечом, на голове — коническая шапочка. Работает он сидя, так как после падения с горы Олимп у него были сломаны ноги. В правом углу — горн с пылающим огнем и меха, качающие воздух по приказу Гефеста. Огонь в горне поддерживает жрица. Слева стоит Афина в полном своем вооружении — богиня неба, повелительница туч и молний, покровительница искусств и ремесел. У них с Гефестом давнишняя дружба, так как когда-то Гефест дал ей жизнь — извлек из головы Зевса. Афина появилась на свет в полном вооружении и всегда покровительствовала Гефесту во всех его делах. Подручными молотобойцами Гефеста были могучие Циклопы (или Киклопы) и Титаны, среди которых был и друг его Прометей. С помощью непобедимого оружия, выкованного Гефестом, Ахилл отомстил Гектору и уничтожил много троянцев, но вступили в битву боги, и разгорелся бой с новой силой. На стороне греков встали боги и богини Гера, Афина-Паллада, Посейдон. Однако не дожил до победы Ахилл, потому что он был смертельно ранен Парисом, стрела которого попала в единственное уязвимое место героя — пяту. После смерти Ахилла за его доспехи и оружие разгорелся спор среди героев. Оружие досталось самому достойному — Одиссею, чья храбрость и находчивость способствовали падению Трои. Друг Гефеста титан Прометей похитил из кузницы огонь и передал его людям, он показал им, как обращаться с огнем, и обучил различным ремеслам. Тогда Зевс решил наказать людей за ослушание и покарать Прометея. Он приказал Гефесту приковать Прометея к высокой скале и оставить его на растерзание орлам. Вот как описывает это событие Эсхил в своей трагедии «Прикованный Прометей»: «Пустынная, дикая местность на самом краю земли в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Безотрадная, суровая местность. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые громоздятся кругом. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс за неповиновение.

Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют еще сильнее страдать Гефеста за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, но Сила торопит его: „Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота к скале Прометея. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса“. Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как теперь Гефест ненавидит свое ремесло! Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой. «Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослабить!» Скала содрогается от тяжких ударов молота, и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Наконец закончена работа, Прометей крепко прикован к скале, но этого мало: нужно еще прибить его к скале, пронзив грудь стальным несокрушимым стержнем. Медлит Гефест. «Опять ты медлишь!“ — гневно кричит Сила. Наконец все кончено. За время, пока приковывали Прометея к скале, он не проронил ни единого слова, ничем не выдал своих страданий. Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометеи, прикованный к скале, на растерзание орлов». На острове Лемнос, где культ бога-кузнеца ценился очень высоко, Гефест считался носителем здоровья, он предохранял от безумия, кровоизлияния, укусов змей и т. д. В древней столице Греции Афинах на холме Колонос Агорайос среди зелени стоит величественный храм бога-кузнеца Гефеста. Храм расположен на территории, где раньше жили афинские ремесленники — металлурги и гончары.

Гефестион построен в несколько суровом дорическом стиле с шестью колоннами по фасаду и тринадцатью по длинной стороне. Внутри Гефестиона, в глубине, стояли статуи Гефеста и почитавшейся вместе с ним Афины Эрганы (работницы), на восточном фронтоне была расположена скульптура Геракла, а ниже — изображение десяти подвигов этого любимого героя Древней Греции. Северные и южные стороны храма украшали изображения подвигов Тезея. На фризе главного (восточного) фасада были представлены олимпийские боги, наблюдавшие за сражением афинян с палланти-дами — врагами Тезея; на западном- борьба лапифов под предводительством Тезея и Перифоя с кентаврами. В настоящее время довольно хорошо сохранилась колоннада Гефестиона и перекрытие восточного портика с расписными кессонами. В Афинах в честь бога Гефеста устраивались ежегодные праздники кузнецов.

В одной старинной легенде рассказывается о том, как царь Соломон по окончании строительства иерусалимского храма (X век до н. э.) задумал прославить лучших мастеров и пригласить их во дворец. Даже свой царский трон он решил уступить на время лучшему из лучших — тому, кто больше сделал для сооружения храма. Когда приглашенные явились во дворец, один из них быстро взошел по ступеням золотого трона и сел на него. Его поступок вызвал изумление всех присутствующих.

- Кто ты и по какому праву занял это место? — грозно спросил царь. Незнакомец обернулся к каменщику и спросил его: Кто сделал твои инструменты? Кузнец,- ответил тот. Сидящий обратился к плотнику и столяру: Кто вам сделал инструмент? Кузнец,- отвечали те. И все, к кому обращался незнакомец, отвечали: - Да, кузнец выковал наши инструменты, которыми был построен храм. Тогда незнакомец сказал царю: - Я кузнец, царь. Видишь, никто из них не смог бы выполнить свою работу без сделанных мною железных инструментов. Мне по праву принадлежит это место. Убежденный доводами кузнеца царь обратился к присутствующим: - Да, кузнец прав, он заслуживает наибольшего почета среди строителей храма.

История развития кузнечного дела еще хранит много тайн, которые человек не может разгадать и по сей день. Вот некоторые из этих тайн. В XVI веке в Перу, в серебряных рудниках, испанцы нашли железный гвоздь длиной почти 18 см, он был плотно зацементирован в куске каменной породы. Вице-король Перу Франциско-де Толедо держал находку в своем кабинете и показывал ее как любопытный курьез. Сохранилось его письмо от 9.Х.1572 г., в котором он рассказывал об этом чуде. В Австралии, в угольных пластах, был обнаружен железный метеорит со следами обработки. Он найден в третичных слоях, т. е. чьи-то «разумные» руки касались его 30 млн. лет назад. Журнал «Сообщение Шотландского общества древней истории» (Т. 1.-N 1.- С. 121) писал о находке металлического предмета в толще каменного угля на территории Шотландии. Золотая цепочка была обнаружена в куске каменного угля, период образования которого отстоит от нашего времени на 300 млн. лет! Все еще не разгадана тайна изготовления индийской железной колонны. Она была воздвигнута в 415 году в честь царя Чандрагупты II и увенчана изображением священной птицы Гаруды. Вначале стояла она на востоке страны перед храмом, а затем ее перевезли в Дели и установили на одной из площадей индийской столицы.

Колонна весит около 6,5 т, высота ее — 7,3 м, диаметр у основания — 41,6 см, у верха — 29,5 см. Она изготовлена почти из чистого железа (99,72%) и содержит лишь незначительные примеси углерода, серы и фосфора. Темная поверхность колонны на высоте человеческого роста блестит. С давних времен стекаются к ней толпы богомольцев и туристов, так как считается, что кто прислонится спиной к колонне и обхватит ее руками, тот будет счастлив всю жизнь. Древняя Индия славилась искусством своих металлургов и кузнецов. В Брахманах — священных книгах — говорится, что в XIII-XII веках до н. э. в Индии уже использовали железо для изготовления плугов, а во многих храмах тех времен встречаются железные балки-связи длиной до 6 м. Таким образом, ко времени создания колонны металлургия Индии имела по крайней мере полуторатысячелетнюю историю. Однако споры о способе ее изготовления все еще ведутся. Одни ученые считают, что колонна изготовлена методом кузнечной сварки отдельных железных криц и последующей их проковки, другие считают, что путем нагрева до высокой температуры чистого порошка железа и последующей ковки его до получения полного монолита. Один американский журнал показал возможный вариант ковки колонны.

Известен памятник иранской архитектуры XIV века — купольный мавзолей (мечеть Ольдшайту) хана в Султании, главной достопримечательностью которого являются двери гробницы, выкованные из тончайшей индийской стали, и решетка толщиной в руку, окружающая могилу и откованная из одного куска стали.


Интересно, что

Знаете ли вы, что чугун может быть дороге золота? Точнее, был дороже: в конце прошлого века в России делали чугунные цепочки, да такие, что ими восхищались в Европе. Никто не верил, что эти тонкие ювелирные украшения…

Подробнее в статье "Художественное литье"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"