Продукция Рекомендуем Цены Контакты |
Технология ковкиТехнологическая обработка металла ковкой включает в себя разнообразие приемов, методов, ко-торые продиктованы характером материала и теми задачами, стоящими перед художником-кузнецом…![]() ТЕХНОЛОГИЯ КОВКИТехнологическая обработка металла ковкой включает в себя разнообразие приемов, методов, ко-торые продиктованы характером материала и теми задачами, стоящими перед художником-кузнецом. В процессе ковки мастер применяет разнообразные приемы, используя разные инструменты, чередуя их в различных комбинациях и последовательности. В основном все приемы можно свести к следующим основным операциям: осадка, вытяжка, рубка, разрубка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, насекание рисунка, набивка рельефа.
Последовательные операции изготовления клещей Осадка Это операция, которая применяется для увеличения поперечного сечения какой-то части заготовки за счет ее длины (высоты). Осадка может быть полной и местной. При полной осадке деформируется весь металл. При мест-ной осадке деформируется только часть металла. оответственно этому и делается нагрев-полный или местный. Осадка применяется в следующих случаях. Для получения отдельных утолщений на поковке (осадкой концов или середины) при ковке де-коративных элементов, имеющих переменное сечение. Например, растительные орнамен-тальные мотивы (утолщенные узлы на стебле, плоды, ягоды и т.п.)После осадки поковка дополнительно обрабатывается обжимками, подбойками. Как предварительная операция перед загибанием под углом для восполнения недостающего металла для образования угла. При осадке поковку нагревают, ставят вертикально на наковальню и бьют ручником или кувалдой по верхнему концу. Длина поковки не должна превосходить диаметр больше чем в 2 — 2,5 раза, иначе произойдёт изгибание. Приемы осадки: а — осадка в тисках; б -осадка на наковальне; в — осадка конца для образования головок; г — образование запаса металла для гибки под углом
При осадке важно соблю-дать следующие условия: концы заготовки должны быть срублены под углом 90°, заготовка долж-на быть прямой. Если требуется осадить заготовку на малом участке с большой разницей в сечении, нагретую за-готовку опускают в холодную воду, исключая участок, подлежащий осадке. Эта операция должна производиться быстро, заготовку нельзя передерживать в воде, необходимо следить за нагретым концом. Такой прием применяется при изготовлении головок болтов или больших строительных гвоздей. Некоторые кузнецы осадку концов заготовки производят так: нагретый конец загибают под углом 90° и, перевернув, ударяют по загнутому торцу металла. Трудность этого приёма заключается в том, чтобы при осадке не сделать складку загнутого конца. Хорошо этот приём использовать при горной сварке. Осадку концов заготовок можно производить в тисках: нагретую заготовку закреп-ляют в тиски, так чтобы над губками возвышалась та часть металла, которую требуется осадить. Высота осаживаемой части должна быть в 2,5 раза больше сечения заготовки. Эту операцию не-обходимо производить быстро, потому что при зажатии в тиски нагретый металл быстро остывает от соприкосновения с губками. Быстро закрепив заготовку, ручником осаживают. При осаживании концов заготовок большого сечения обычно бывает, что сила губок тисков недос-таточна и при ударе заготовка скользит в тисках. В этом случае, если позволяет заготовка, в ней делаются плечики. При работе с поковками большой длины бывают случаи, когда надо производить осадку в середи-не заготовки. Все перечисленные приемы в этом случае неприемлемы (в частности, нельзя произ-водить осадку ударами самого предмета о наковальню). В этом случае в зоне осадки заготовку выгибают в форме буквы Z и сверху по изгибу ударяют ручником; после осадки заготовку выправляют. Кроме перечисленных приемов существуют и другие с использованием приспособлений. Вытяжка Эта операция применяется для увеличения длины заготовки за счет уменьшения ее поперечного сечения. Нагретую заготовку кладут на наковальню и ударам молота вытягивают. Боек молотка имеет поверхность и гладкую, а выпуклую, и, когда происходит удар, метал, как бы выдавливается во все стороны и по длине, и по ширине заготовки. Повернув заготовку на 90°, ударяют по выпуклости, которая получилась в результате первого удара. Так, периодически поворачивая и передвигая заготовку, ее вытягивают. Таким образом, главное состоит в том, чтобы в процессе вытяжки в сечении всегда должен быть квадрат. Для ускорения вытяжки ковку можно вести на роге наковальни; в этом случае металл будет тя-нуться (течь) между двух выпуклостей, что способствует более быстрому увеличению длины заготовки. Другой вариант вытяжки — с раскаткой, или разгонкой. Форма раскатки чаще всего полукруглая. От расположения раскатки на поковке (вдоль или поперек) зависит направление вытяжки. Вытяжка на конце применяется при изготовлении гвоздей, светцов, пробоев, жиковин и других изделий. Нагретую заготовку начинают вытягивать, немного отступая от конца, и в процессе вытяжки пода-ют на себя. Во время работы нужно следить, чтобы квадрат, который получился в процессе ковки, сходил на конец поковки. Это достигается силой и характером ударов. Заканчивать вытяжку нужно легкими ударами. На рис. 2, а — г показаны приемы вытяжки. Рис. 2 Рубка — операция, посредством которой поковку разделяют на части. Для этого заготовку нагре-вают до темно-красного каления, кладут на наковальню и, наставив кузнечное зубило, прорубают на три четверти ее толщины; перевернув заготовку, вновь наставляют зубило и отрубают сильны-ми ударами. При работе кузнечными зубилами по горячему необходимо при рубке толстых загото-вок периодически охлаждать зубило, так как при долгом соприкосновении с нагретым металлом лезвие зубила отпускается. Перед тем как вновь наставить зубило на заготовку, необходимо лег-ким постукиванием о стул наковальни сбить капли воды с зубила. При работе на лице наковальни зубилами и другими режущими инструментами без подкладки нужно быть особенно внимательным и осторожным и следить, чтобы заготовка не прорубалась. Это может испортить лицо наковальни. Разрубка (прорубка) — операция, в результате которой заготовка только надрубается. Этот прием широко применяется в художественной ковке. Надрубленные участки отгибаются, вытягиваются, они претерпевают различные виды ковки, после чего превращаются в цветы, завитки или листья. Особенно широко этот прием применяется при изготовлении жиковин, светцов и т. п. При разрубке заготовку разрубают с одной стороны (лицевой). Первые удары делают легкими; ими только надрубают канавку. Нагрев должен быть слабым — это позволяет не торопиться и спо-койно раскроить металл. После раскроя материал нагревают и сильными ударами разрубают. Зу-било в процессе рубки только в момент удара ставят в направляющий желоб. Удары молотом должны быть редкие, но сильные. Молотобоец должен производить удар в тот момент, когда убедится в правильности установки зубила. ОбрубкаОбрубка (обсечка) — отделение части металла по наружному контуру. Применяется при ковке декоративных изделий сложной формы: накладок, жиковин и т.д., т.е. там, где необходимо обрубить деталь по контуру. Вырубка — операция, аналогичная обрубке. Применяется для вырубки металла по внут-реннему контуру. Операции обрубки и вырубки аналогичны просечке, с той только разницей, что просечка выполняется по более тонкому листу ручными зубилами и в холодном состоянии. Зубила применяются разного профиля: полукруглые, прямые, угольные и др. Пробивка отверстийОтверстия в поковках получают с помощью пробивки. Эти операции производятся при высоких температурах. На место, подлежащее пробивке, устанавливают про-бойник (бородок) и наносят удары достаточно сильные, чтобы бородок бородок погрузился на три четверти толщины металла. В результате такой пробивки вырубленный участок металла называется выдрой. Если необходимо соединить взаимно пересекающиеся заготовки одинакового сечения, то отверстие разрубают и с помощью бородка разгоняют. Этим приемом пользовались старые мастера при изготовлении оконных решеток. При получении отверстий квадратного сечения или другого в круглое отверстие, предварительно нагретое, вставляют оправку нужного профиля. Если необходимо сделать отверстие в заготовке круглого сечения, стенки которой' должны быть равны половине толщины, необходимо легким ударом ручника в нагретом состоянии сделать плоскость, на которую ставится зубило. Это позволяет заготовку разрубить точно посредине. Этот же способ применяется и для пробивания отверстий через грань. При пробивании отверстий, больших по диаметру, чем все имеющиеся оправки, пользуются рогом наковальни. Для этого заготовку разрубают, разводят наибольшей оправкой, надевают в нагретом состоянии на рог и ручником проковывают. ГибкаГибка под углом — производится на ребре наковальни с предварительным нагревом только участ-ка гибки. Нагретую заготовку устанавливают так, чтобы будущее ребро сгиба на заготовке совпа-дало с передним ребром наковальни, и прижимают сверху кувалдой. Ручником ударяют не по кон-цу заготовки, а ближе к ребру наковальни. Если длинную полосу или пруток необходимо согнуть несколько раз (причем места сгибов распо-ложены близко друг к другу), гибку производят на шпераках с рогом подходящей формы. Если необходимо гнуть заготовки под любым углом, то применяют нижник, который изготовляют в процессе работы. Нагретую заготовку кладут на нижник, сверху перпендикулярно ей — пластину, равную по ширине детали За неимением нижника можно воспользоваться вилкой, которую также можно согнуть во время работы над изделием. Иногда после изгибания в вилке тюковку выправляют с помощью гладилки или на квадратном ро-ге наковальни. Гибка по дуге — операция, которая производится на роге наковальни или соответствующих по ду-ге шпераках. Сложные профили гнут на оправках, шаблонах и гибочной плите. Гибку по шаблону делают тогда, когда в изделии один и тот же элемент повторяется много раз. Из достаточно толстого полосового металла выгибают шаблон будущего элемента. Его закрепляют одним концом в тиски или он может быть смонтирован на подкладку и нагретой заготовкой огиба-ют. Особенность заключается в том, что при изготовлении шаблона нужно быть внимательным и изготовлять его с большой тщательностью, потому что будущие элементы изделия будут копиро-вать шаблон. Конец прутка загибают на угол 90°. В нагретом состоянии закрепляют в тисках и огибают на себя. При достаточном количестве витков спираль нагревают и за конец, который является вершиной будущей конусной спирали, вытягивают. Закручивание.Сущность этой операции заключается в том, что одну часть поковки пово-рачивают по отношению к другой вокруг общей оси. Различаются два варианта.
Скручивание тонких заготовок производят два кузнеца. Захватив заготовку клещами, они вращают ее в двух противоположных направлениях одновременно. Скручивание более тол-стых поковок производят посредством воротка, при этом другой конец заготовки зажимают в тиски. Широкие полосы удобно захватывать с помощью вилки. Наиболее красивые декоративные эле-менты, богатые светотенью, получают из двух круглых прутков, туго свитых между собой. При скручивании и свивании заготовка должна быть нагрета до ярко-красного каления; при более низ-кой температуре скручивание требует больших усилий, а в металле могут возникнуть трещины. Отделка (выглаживание).К этой операции приступают после того, как основная форма изделия уже откована. Цель операции: придать законченный вид поковке. После молотка всегда остаются следы? волнистость. Кроме того, изделие из-под молотка (особенно со следами кувалды) имеет неряшливый и незаконченный вид. Выглаживание и окончательная отделка заключаются в выравнивании поверхности с помощью гладилок различ-ных форм. Выглаживание ведут при темно-красном нагреве заготовки, перемещая гладилку по по-верхности изделия и ударяя по ней кувалдой. Иногда выглаживают только отдельные участки рельефа. Например, только его наиболее высту-пающие части, а углубление составляют «из-под молотка». Это придает своеобразную живопис-ность изделию. Операция выглаживания играет большую роль в художественной ковке, она придает изделию законченный вид. Насекание рисунка. Эта операция, как и предыдущие, относится к отделочным, заклю-чительным видам ковки. С помощью зубила в холодном или горячем состоянии можно воспроизвести на поверхности изде-лия различные штрихи, насечки или более сложные узоры, включая изобразительные элементы и шрифтовые надписи. Насекание производят на поверхностях, более или менее плоских и хорошо видных на готовом изделии. Набивка рельефа и фактуры.Эта операция также относится к отделке готового изделия и выполняется с целью обогащения его фактуры путем создания дополнительных рельефных вы-ступов или канавок и углублений, например жилок на листьях и лепестках, канелюр на колоннах и т. п. Работу выполняют специальными подбойками или пуансонами.
Интересно, чтоХотя в современной художественной койке цвети и листья как элементы украшения используют редко, все же это такой элемент украшения, без которого в прошлом мастера художественной ковки не обходились…
Подробнее в статье "Ковка цветов и листьев" |