Главная Полезные статьи Изготовление светцов и подсвечников

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Изготовление светцов и подсвечников

Наибольшую выдумку и фантазию проявляли мастера при ковке светцов — первых осветительных «приборов». Первые светцы обычно делали из старых подков: оттягивались, т.е. заострялись, концы ветвей подковы — и светец готов. Забивали его в деревянную стену, в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные в виде небольших веточек с завитками и закрученным…

Наибольшую выдумку и фантазию проявляли мастера при ковке светцов — первых осветительных «приборов». Первые светцы обычно делали из старых подков: оттягивались, т.е. заострялись, концы ветвей подковы — и светец готов. Забивали его в деревянную стену, в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные в виде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем, которые вбивались в стену или специальную подставку. Часто подставки светцов делались за одно целое с корытцем, в которое наливалась вода для тушения огарков. Позднее деревянные стойки делали резными, в виде башен и в их навершие вбивались металлические светцы. Цельнокованые металлические светцы начинают широко входить в быт с конца XVIII в., в период интенсивного развития железоделательной промышленности в России. Эти светцы были изящнее своих предшественников, выглядели более легкими и нарядными.

При ковке светцов использовались многие технологические приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имел обычно осевую скрутку, снизу он разрубался на три или четыре части, которые отгибались, а затем крепились клепками к массивному кольцу — основанию. Кроме того, стержень часто украшали различными завитками, или змейками, которые прикреплялись к нему. Основное внимание уделяли кузнецы навершию светца, т.е. верхней части, в которую вставлялись лучины. Сами расщелины выполнялись в виде завитков, лучей с шишечками или сережками, которые при легком сотрясении звенели, качались и поблескивали в отраженном свете пламени лучины.

Постепенно восковые свечи вытесняют лучину, и расщепы заменяются «чашечками с блюдечками», а светцы превращаются в подсвечники, которые устанавливаются на столы или на пол, подвешиваются на стены и потолки. Основными декоративными элементами подсвечников остаются завитки, витые стержни, различные спирали, стилизованные цветы и розетки. Втулки для свеч изготовляли путем неполной пробивки цилиндрической заготовки и раздачи ее на специальных конических оправках или на круглом роге наковальни. Более простой способ ковки втулки заключался в раздаче материала и сворачивании его во втулку или делали так: отрезали кусочек трубы и заковывали один ее конец. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо изготовить три гнутых кронштейна для основания, два кронштейна для свечей, три тарелочки, отковать и скрутить центральный стержень. Тарелочки делают из листового материала путем вырубки и вытяжки. Собирают все детали подсвечника и скрепляют заклепками или кузнечной сваркой.

Очень красиво смотрится вещь, когда центральный стержень имеет фонарик из двух или четырех стержней. Многие кованые изделия можно декорировать стилизованными шишками из витого металла. Завивают такую шишку следующим образом: вначале оттягивают пруток и сворачивают одну спираль, затем другую, две фигуры совмещают и после очередного нагрева вся шишка с помощью оправок, молотка и отвертки растягивается на определенную длину.


Интересно, что

Художественный кованый металл практически всегда сочетался с другими материалами, но наиболее часто -г с деревом. Мощные кованые жиковины своей формой и рисунком перекликались с орнаментацией ворот или калитки; рукоятки, личинки, секирные замки и различные щеколды также повторяли узоры деревянных предметов и составляли единую композицию из металла и дерева….

Подробнее в статье "Кованный металл в сочетании с деревом, стеклом, керамикой и камнем"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"