Главная Полезные статьи Технология изготовления изделий из объёмного металла

Продукция

Цены

Контакты

8 (916) 934-09-47

WhatsApp: +7(916) 934-09-47

Viber: +7(916) 934-09-47

E-mail:

FacebookFacebook

Технология изготовления изделий из объёмного металла

К объемному металлу условно можно отнести листовой и полосовой металл толщиной свыше 5 мм, прутки круглого и квадратного сечений и вообще объемный металл, который невозможно обрабатывать без нагрева…

 

К объемному металлу условно можно отнести листовой и полосовой металл толщиной свыше 5 мм, прутки круглого и квадратного сечений и вообще объемный металл, который невозможно обрабатывать без нагрева.

Кованый металл требует лаконичного и законченного рисунка, поэтому, перед тем как начать что-либо ковать, необходимо тщательно отработать рисунок изделия или даже вылепить изделие из пластилина. После этого надо изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и можно начинать ковать отдельные элементы.

Для изготовления цветов и розеток следует делать раскрой. Если рисунок симметричный, то можно наносить его на предварительно размеченную поверхность листа отдельными фрагментами. После того как обвели чертилкой (тонким, остроконечным стальным стержнем) фрагмент, его перемещают на определенный угол, опять обводят, и так до тех пор, пока не будет нанесен весь рисунок. Затем, когда рисунок полностью нанесен на металлический лист, его начинают вырезать зубильцами или ножницами. Если рисунок представляет собой сложную фигуру, то в узловых местах можно предварительно просверлить отверстия диаметром 3-5 мм или процесс обрезки проводить частями — от наиболее простых участков к сложным. Кромку изделия защищают каким-либо резцом или опиливают напильниками или надфилями. После этого края листьев несколько оттягивают молотком (делают тоньше), с помощью зубильца и оправок делают насечку и придают поверхности волнистость, пробивают центральное отверстие и собирают их на стержне. Однослойные розетки можно делать на штампе (как указывалось выше) или на специальных оправках.

Изготовление сборных цветов: а — цветы в сборе стебля и сборка на заклепке, в — цветы и букеты.

Акантовые листья и завитки изготовляют по аналогичной технологии: делается развертка изделия, вырезается по контуру, затем с помощью специальных молотков и оправок придается заданная форма. Соединяют листья с основным стержнем заклепкой.

Оформление цельнокованых цветов требует высокой кузнечной квалификации и большого опыта. Вначале от заготовки (диаметром 50-60 мм) оттягивают тонкий конец — клещевину (диаметром 12-14 мм) — для удобного держания клещами (а), после чего на цилиндрической части большого диаметра делают кольцевые прорубки (б), осаживают (в), а затем последовательно, начиная с верхнего круга, вырубают контур цветка (г), проковывают лепестки и сгибают их по заданной форме (д), Затем приступают к проработке следующего ряда лепестков. Другая технология ковки розы показана на рисунке. В начале книги мы рассказывали, что первые светцы делались из старых подков: оттягивали, т. е. заостряли, концы ветвей подковы и забивали ее в деревянную стену, в скобу вставлялась лучина. Более красивыми были светцы, выкованные в виде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем, которые вбивались в стену или специальную подставку. Часто подставки светцов делались как одно целое с корытцем, в которое наливалась вода для тушения огарков. Позднее деревянные стойки стали делать резными в виде башен и в их навершие вбивать металлические светцы. Такие светцы назывались «втычными».

Изготовление цельнокованой розы.

В старину при ковке светцов мастера использовали многие технологические приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имел обычно осевую структуру, снизу он разрубался на три или четыре части, концы отгибались, а затем крепились заклепками к массивному кольцу — основанию. Кроме этого, стержень часто украшали различными завитками или змейками, которые приклепывались к нему. Постепенно восковые свечи вытеснили лучину, и расщепы заменили «чашечками с блюдечками», а светцы превратились в подсвечники, которые устанавливались на столы или на пол, подвешивались на стены и потолки. Основными декоративными элементами подсвечников остаются завитки, витые стержни, различные спирали, стилизованные цветы и розетки. Втулки для свеч изготовляли путем неполной пробивки и раздачи на специальных конических оправках или на круглом роге наковальни. Более простой способ ковки втулки заключается в раздаче материала и сворачивании его во втулку.

Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо изготовить три гнутых кронштейна для основания, два кронштейна для свечей, три тарелочки, отковать и скрутить центральный стержень. Тарелочки делают из листового материала путем вырубки и вытяжки. Собирают все детали подсвечника и скрепляют их заклепками или кузнечной сваркой. Очень красиво смотрится вещь, когда центральный стержень имеет структуру из двух или четырех элементов, полученных в результате разрубки стержня вдоль вертикальной оси. Элементы после разрубки разжимают, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол. Аналогичный элемент можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержень. Многие кованые изделия декорируют стилизованными шишечками из витого металла. Завивают такую шишку следующим образом. Вначале оттягивают пруток и сворачивают его верхнюю часть, а затем — нижнюю. Затем две свитые фигуры совмещают, и после очередного нагрева вся шишка при помощи оправок, молотка и зубила растягивается на определенную длину. Окончательная отделка всего изделия проводится на большой гладкой плите. При помощи гладилок выравнивают различные шероховатости, исправляют искривления стержня, зачищают места соединений, подправляют завитки и розетки.

Кронштейны, на которых подвешивались люстры и паникадила, выполнялись в виде спиралеобразных веточек с листочками и цветами. Довольно часто в кованом рисунке встречаются фрагменты, характерные для вышивки, керамики или резьбы по дереву: различные коньки, уточки или птица, клюющая ягоду. Необходимо отметить, что даже цепи^ для подвески люстр несли на себе элемент декоративности. Как уже отмечалось выше, особое внимание наши предки уделяли входным воротам или наружным дверям. Основу кованых дверей составляли толстые кованые склепанные полосы, закрытые «досками» — листовым материалом. Перекрестия полос для красоты закрывались стилизованными цветами или розетками. В некоторых случаях все накладные элементы на дверях гравировались или украшались орнаментом. Жиковины, ручки-стукалы, замки и личинки несли на себе элементы декоративности и украшали ворота, двери, а следовательно, весь дом. Основу решетчатых дверей также составляла мощная рама, а центральная часть заполнялась тонкими параллельными или фигурными стержнями круглого или квадратного сечений. Детали между собой скрепляли заклепками с гранеными шляпками. Стыки и перекрытия закрывали красивыми розетками, коваными цветами и различными завитками. Внутренние или накладные замки, кроме выполнения функционального назначения, еще украшали двери и ворота. Металлический лист — основа, на котором крепились рабочие элементы замка, имел красивую форму, а пружины представляли собой завитки, спирали различных размеров. Многие накладки имели красивые формы и покрывались орнаментом. Большое мастерство проявляли кузнецы при изготовлении ключей. Язычок ключа прорезался различными пазами и отверстиями, а стержень имел утолщения и гравировку, но наибольшую декоративность имела головка.

Приспособления для подвески светильников: а- кронштейн, в, г — цепи, б — фрагмент.

Вместо обычных петель на дверях делали красивые жиковины разнообразной формы и рисунка. В большинстве случаев жиковины заканчивались червонками. Очень часто поверхность жиковин украшалась орнаментом. Оси подста-вов или петель также несли элементы декоративности: навер-шие осей выковывалось в виде шишечки или пламени свечи, а опорный нижний конец стержня расковывался в фигурную лапку, в которой пробивалось отверстие для гвоздя. На массивных металлических или дубовых дверях рукоятки-стукалы несли основной элемент декоративности: сами рукоятки имели вид кольца из гладкого или витого металла с бусинкой внизу. Под бусинку ставилась круглая пластина — подстукальник, а под верхнюю петлю часто подкладывали пластинку из просечного железа. Эти массивные красивые рукоятки использовали для стучания в дверь, и поэтому их в старину называли стукалами. Замочная скважина под рукояткой обычно закрывалась «личинкой» из просечного или орнаментированного листового металла. С XVIII века кованый металл начинает широко применяться при изготовлении каминных приборов, различных декоративных решеток, мебели. Изделия эти украшались пышными цветами, завитками и другими элементами.

Рассмотрим технологию изготовления небольшой декоративной решетки. Фрагмент решетки составлен из рамки, в которую вделаны две волюты. Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или с помощью подсечки заготовку требуемой длины, затем на коническом роге наковальни на вилке или на специальной оправке гнут по шаблону заданной формы. Концы волют необходимо оформлять плотным закованным шариком или «лапкой». Квадратную рамку делают, изгибая полосу под углом 90° и соединяя концы заклепками. В тонкой полосе отверстия диаметром 10-12 мм можно пробивать пробойником в холодном состоянии, а в толстой — с нагревом. Для пробивки отверстий заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему ручником или молотом. Затем рамку собирают путем склёпывания концов. После того как рамка будет подготовлена, в нее вставляют откованные волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок, а места соединения закрывают тонкой скобкой-перехватом, чтобы вещь смотрелась «под старину».

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Вначале необходимо изготовить шаблон для завитков, а затем полосы согнуть в завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку. Небольшая каминная решетка может быть изготовлена так. Берут полосу сечением примерно 20X1,5 мм и оформляют верхнее и нижнее основания. На верхней полосе закручивают по концам два завитка, а на нижней полосе — два завитка в противоположную сторону. Если необходимо заделать решетку в бетонное основание, то отгибают два конца вниз. После этого изготовляют пять одинаковых стоек с загнутыми под углом 90° концами, в которых сверлят или пробивают отверстия. Затем по предварительно подготовленным шаблонам готовят четыре одинаковых волюты и три верхних завитка, сверлят в местах соединения отверстия. Из более тонкой полосы готовят 13 скобок-перехватов для закрытия склепанных мест. Когда все необходимые элементы решетки будут готовы, приступают к сборке решетки и ее установке. При помощи этих же несложных технологических операций можно изготовить и небольшой декоративный ножик для бумаги. Из листового металла сечением ЗОХ 1 мм вырезают заготовку ножа, оформляют лезвие, а со стороны ручки разрезают ее на пять частей. Две крайние полосы закручивают в большие завитки, две средние — в продольную завивку, а их концы закручивают в маленькие завитки; на центральном стержне делают только фигурный крючок на конце. После этого места у основания ручки и на конце перекрытия скрепляют «перехватами». Следует иметь в виду, что при выполнении всех процессов, связанных с гибкой, завивкой или скручиванием, холодный металл пружинит, поэтому необходимо учитывать угол, на который он пружинит (угол раскрутки).

Интересно, что

При художественной ковке очень важно определить, какая часть изделия будет коваться целиком, а какие элементы будут выполняться отдельно, а затем соединяться. От правильного технологического процесса во многом зависит успех работы. В свою очередь, для разработки технологии необходимо…

Подробнее в статье "Приёмы сборки кованых изделий"
Навроцкий А.Г. "Художественная ковка"