Продукция Рекомендуем Цены Контакты |
Штамповка. Изготовление одинаковых изделий из листовых заготовок в штампахПроцесс штамповки может осуществляться с помощью твердых (металлических или каменных) штампов, твердой матрицы и эластичного пуансона, эластичной матрицы и твердого пуансона. Штамповка эластичным инструментом — древнейшая технологическая операция. Первые штампованные изделия, по мнению археологов, появились в VII-IV вв. до н.э., когда скифы применили…Процесс штамповки может осуществляться с помощью твердых (металлических или каменных) штампов, твердой матрицы и эластичного пуансона, эластичной матрицы и твердого пуансона. Штамповка эластичным инструментом — древнейшая технологическая операция. Первые штампованные изделия, по мнению археологов, появились в VII-IV вв. до н.э., когда скифы применили штампы для изготовления декоративных бляшек из серебра и золота для украшения одежды и сбруи коня. Нижняя часть штампа (матрица) изготовлялась из камня или отливалась из меди или ее сплавов, а верхняя (пуансон) — представляла собой свинцовый цилиндр, обтянутый железным кольцом, или пакет из кожи, т.е. эластичный пуансон. Тонкий лист из золота, серебра, меди накладывался на матрицу и на него устанавливался эластичный пуансон, по которому наносился сильный удар деревянным молотком. Пуансон деформировался и выдавливал рисунок на заготовке. Изделие снималось, укладывалась новая листовая заготовка, и процесс повторялся. Так на одном комплекте инструмента можно было получить несколько сотен одинаковых бляшек. Большое число скифских штампованных золотых бляшек хранится в золотом фонде Эрмитажа. Академик Б. А. Рыбаков в книге «Ремесло Древней Руси» отмечает, что штамповка широко применялась и в Киевской Руси в IX-XI вв. В фондах Казанского краеведческого музея хранится большое число блях, изготовленных волжскими болгарами в XII-XIV вв. На территории Древней Руси матрицы для штамповки золотых и серебряных бляшек найдены во Владимиро-Суздальской земле. Разновидность штамповки с эластичным инструментом — басменное тиснение, было известно еще в домонгольский период и широко применялось наряду с чеканкой в Новгороде Великом. Наивысшего расцвета техника басмы достигла в конце XVI — начале XVII в. Для тиснения басмы делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне высотой 2-5 мм. Металлические матрицы изготовляют методом литья из медных сплавов, а затем рельеф тщательно обрабатывают различными чеканами и резцами. Толщина матричных досок обычно составляет 10-12 мм. На деревянных и каменных матричных досках рельеф получают резьбой с помощью различных зубильцев, штихилей, вращающихся бор, сверл и шлифовальных кругов. Затем рельеф тщательно обрабатывают шлифовальной шкуркой и полируют. Процесс тиснения басмы заключается в следующем: на матрицу накладывают листовой, хорошо отожженный материал толщиной 0,2-0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину 3 и наносят удары деревянным молотком (или сжимают этот «слоеный пирог» на винтовом прессе либо в мощных тисках). После тиснения заготовку с рельефом снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф, подправляют углы, образуют фальцы и готовят к дальнейшей сборке. В древнерусском искусстве басмой украшали переплеты книг, отделывали сундуки и ларцы. Интересно, чтоХудожественная обработка листового металла с помощью чеканов — металлических стержней с разнообразными формами рабочей части. Чеканка по золоту и серебру широко применялась народами Причерноморья и Кавказа задолго до нашей эры. В музеях страны можно встретить изумительные по красоте и технике исполнения чеканные украшения, выполненные скифскими мастерами VII-IV вв. до н.э…
Подробнее в статье "Чеканка" |